Яблоки вместо бананов, или Диета для пандемии

Мировой кризис, вызванный пандемией коронавируса, может подвергнуть серьезной проверке продовольственную безопасность стран. Насколько в этом плане защищена Беларусь?

Фото: из интернета

В начале апреля Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирная торговая организация (ВТО) в совместном заявлении уже предупредили об опасности голода в развивающихся странах. Основная угроза нависла над странами Африки, которые в большинстве своем являются импортерами продовольствия. Риски для продовольственной безопасности государств связаны как с возможным сокращением производства сельхозпродукции, в первую очередь в животноводстве, так и с торговыми ограничениями.

И если влияние первого фактора еще может быть нивелировано, то второй уже начал реализовываться. Страны стали вводить ограничения на экспорт отдельных видов продукции. Так, в ЕАЭС были введены запреты на вывоз круп, лука и чеснока. Белорусское правительство также решило оставить всю гречку, лук и чеснок в стране и не делиться этими продуктами с другими государствами. При этом отечественные импортеры, естественно, столкнулись с запретами других стран. Например, Турция ввела ограничения на вывоз лимонов, что привело к сокращению предложения и росту цен на этот вид цитрусовых и в наших магазинах. Серьезность проблем, которые могут создать экспортные ограничения, зависит от их продолжительности и числа государств, выбравших такую тактику. Многие склонны в первую очередь обеспечить продовольствием свои внутренние рынки в ущерб экспортным поставкам.

Как пандемия отражается на аграрной отрасли

В сельхозпроизводстве краткосрочные последствия в первую очередь затронут сектор животноводства. Немалая часть молочной и мясной продукции потребляется через отрасль HoReCa. В условиях, когда в мировых масштабах она фактически не работает, многие переработчики сталкиваются с полным отсутствием спроса и вынуждены прекращать работу, останавливая закупки сырья у аграриев. В большей степени это сказывается на премиумных продуктах, например говядине мясных пород, но затрагивает и массовый сектор. В итоге без государственной поддержки производство молока и мяса может снижаться. Франция и Испания уже запустили программы, цель которых не допустить резкого сокращения производства молока. Нужно отметить, что сегодняшняя оптимизация поголовья дойного стада оказывает влияние на объемы в течение 6–12 месяцев. В других отраслях животноводства производственные циклы короче, но инерция все равно присутствует.

Производство зерна из-за кризиса, скорее всего, принципиально не пострадает. Страны, как правило, не вводили ограничения на работу фермеров, хотя те и сталкиваются с логистическими трудностями при передвижении по дорогам, а также при получении запчастей и необходимых материалов. В конце марта Международный зерновой совет прогнозировал рост мирового производства зерна в новом 2020/21 маркетинговом году: предполагается, что оно вырастет на 48 млн т, до 2,22 млрд т. При этом рынок пока ожидается дефицитным, так как спрос оценивается на 3 млн т выше предложения. Он будет компенсирован запасами, которые по итогам 2018/19 МГ должны составить 608 млн т. Нужно отметить, что для растениеводства сохраняются риски, связанные с погодой. Белорусский Минсельхозпрод рассчитывает в этом году получить 8,12 млн т зерновых против 7,2 млн т в прошлом. При этом малоснежная зима не позволила сформироваться в почве большому запасу влаги, а сухой апрель создает риски для развития и озимых, и зерновых.

В средне- и долгосрочной перспективе возможны изменения в «международном разделении труда» в аграрной сфере. Сегодня в ряде стран, особенно в развивающихся, сельское хозяйство может специализироваться на производстве экспортных культур в ущерб продовольственной безопасности, так как «базовые» культуры зачастую закупаются на мировом рынке. Реакцией на пандемию и вызванные ею торговые ограничения, транспортно-логистические трудности может стать переход таких государств к более сбалансированной структуре аграрного производства.

Продовольственная безопасность

В Беларуси структура аграрного производства в целом удовлетворяет потребности страны в основных продуктах питания с учетом климатических условий. Так, по данным Белстата, в 2019 году 99,7% продаваемого в нашей стране мяса через организации торговли было отечественного производства. Белорусскими были и 92,6% проданного сыра, 76,6% овощей. В структуре потребительских ресурсов отечественными были 90% свинины, 81,6% говядины, 83,8% хлеба и мучных кондитерских изделий.

Хуже обеспеченность фруктами: только 8,4% из проданных в организациях торговли в прошлом году были белорусскими. И крупу белорусы предпочитали импортную: в прошлом году из всей проданной крупы 59,5% было ввезено из-за рубежа. В структуре потребительских ресурсов по макаронным изделиями импорт составлял 44,4%, а по фруктовым сокам — 69,3%.

В мясе и молоке Беларусь полностью удовлетворяет внутренние потребности. По информации Минсельхозпрода, обеспеченность мясом и мясными продуктами составляет 135,2%, а молочными продуктами — 235,1%. Иначе говоря, около 60% молока, производимого в стране, экспортируется, доля экспорта мяса ниже, но также значительна — около 40%. При этом с учетом предполагаемого снижения доходов населения при сохранении объемов производства сырья и переработки экспортный навес может даже увеличиться.

Основным риском в этой отрасли является невозможность поставок продукции за рубеж по выгодным ценам на фоне падения спроса. Для внутреннего потребителя риски заключаются в росте цен, которые может спровоцировать удорожание импортной составляющей себестоимости или рост стоимости сырья в случае неурожая. Пока же для второго фактора предпосылок нет. При этом и мясо, и молоко являются социально значимыми товарами, цены на них может регулировать только Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Кроме того, на фоне в целом неплохого урожая прошлого года и мягкой зимы в стране растет производство молока и мяса. По данным Белстата, в январе — феврале производство скота и птицы в сельскохозяйственных организациях выросло на 5,6%, до 294,8 тыс. т, а молока — на 6,9%, до 1,176 млн т. По итогам I квартала также ожидается положительная динамика.

Запасы любят счет

Объемы запасов оценить трудно. Белстат дает статистику по запасам в торговле, запасам в промышленности, однако есть еще и государственный резерв, а также запасы сырья, например крупяного и зернового, на комбинатах хлебопродуктов и в сельхозпредприятиях, которые могут быть направлены на производство продуктов питания. Так, Минсельхозпрод утверждает, что запасы гречихи достаточны для того, чтобы удовлетворять потребности страны до нового урожая, то есть до сентября. Запасы в торговле, как правило, невелики и зависят от срока хранения продуктов. Так, по данным Белстата, на 1 января в торговле запасы по большинству продуктов питания составляли 1–4% от годового объема потребления, в то же время, например, в рознице было 912,9 тыс. т мясных консервов, или 9,9% от годового потребления, 1,75 млн т рыбных консервов, или 8,2% от годового потребления. Это связано с тем, что бизнес-модель современной розницы в основном ориентирована на быструю оборачиваемость. Ажиотажный спрос в состоянии за день опустошить полки, но на следующий они будут снова полны.

Запасы продуктов питания в промышленности, как правило, также ниже среднемесячного выпуска. Так, по данным Белстата, на 1 марта на складах было 16,2 тыс. т мяса и мясных продуктов, или 18,1% от среднемесячных объемов производства, 2,3 тыс. т колбасных изделий, или 12,3% от выпуска, 11,9 тыс. т растительного масла (40,5%), 7,8 тыс. т сыров (35%), 6,5 тыс. т сливочного масла (67,6%), 1,6 тыс. т крупы (58,4%), 439,7 тыс. т сахара (в 11,1 раза больше). Объем запасов в государственном резерве не разглашается, но они также могут быть выведены на рынок в случае необходимости.

Традиционная диета

В итоге можно говорить о том, что продовольственная безопасность в стране в целом обеспечена. Правда, при этом должно работать сельское хозяйство и переработка. По основным продуктам, в первую очередь мясу и молоку, в стране производство заметно превышает потребление, так что даже его сокращение в случае каких-то форс-мажорных обстоятельств в первую очередь сократит экспортный потенциал.

Вместе с тем довольно высока степень импортной зависимости по некоторым видам продуктов питания. В случае проблем с ними белорусам придется вернуться к традиционному рациону, например с бананов и апельсинов перейти на яблоки и груши, которых, если верить аграрной статистике, в нашей стране производится немало. Придется свыкнуться и с тем, что овощи и фрукты являются сезонным товаром, и не могут быть доступны круглый год. Конечно, дефицит таких продуктов явно не вызовет восторга у потребителей.

Несомненно, по итогам пандемии в Беларуси будут сделаны выводы, и в результате изменится структура сельхозпроизводства. В частности, президент уже поручил заняться самообеспечением гречихой, чтобы все сырье под внутренние потребности производилось внутри страны.

Источник: «Белорусы и рынок»