Вступление Беларуси в ВТО: преимущества, условия и сроки

На неделе в Швейцарии состоялось знаковое заседание рабочей группы по присоединению Беларуси к Всемирной торговой организации. За историю проведения переговоров, а идут они больше 20 лет — это уже 12-я встреча, но именно она может стать переломной для вступления нашей страны в ВТО. Прежде, чем объяснить, зачем Беларуси необходимо членство в этом клубе, обратимся к истории вопроса. 

Всемирная торговая организация — это международный институт, основанный в 1995 году, чтобы упорядочить правила торговли и конкуренции в мире. ВТО заменила «генеральное соглашение по тарифам и торговле», которое после Второй мировой войны регулировало коммерческие отношения между странами. Но это были лишь правила, а ВТО — это уже организация со штаб-квартирой в Женеве, со штатом в 600 человек и авторитетом на международной арене. Страна, которая является членом ВТО, находится под её защитой, то есть если нарушены правила — разбирательство будут вести, в том числе и женевские юристы. И как показывает практика, многие споры им удаётся уладить еще на этапе разбирательств. 

Простой пример — сосед закрыл рынок для белорусского молока. Можно долго разговаривать с соседом, а можно тут же подать иск в ВТО, если нарушены правила мировой торговли, и практически не сомневаться в положительном исходе. Но для этого, конечно, нужно вступить в этот клуб. И в нём сегодня 164 государства. Беларусь пока наблюдатель, как, например, и наши друзья Азербайджан или Сербия. Почему? На этот вопрос отвечал наш Президент Александр Лукашенко.

Вступление в ВТО не самоцель — главное, национальный интерес: выгодно — идём вперёд, невыгодно — не спешим. Что это значит? Чтобы вступить в ВТО нужно взять на себя международные обязательства — открыть рынки для чужих товаров и услуг, снизить таможенные барьеры, то есть впустить домой конкурентов. И опять же, для равных условий — ограничить господдержку сельского хозяйства. Готовы мы к этому? 

Когда Беларусь восстанавливала свои предприятия и возрождала село, впустить на рынок транснациональные корпорации означало положить на лопатки всю промышленность. Печальный опыт был недалеко, например, у Кыргызстана, который, как многие говорили, почти не глядя подписал документы на вступление в ВТО еще в начале 1990-х. За несколько лет в стране не осталось почти ни одного действующего завода. Появилась небывалая безработица, инфляция. Республика превратилась в перевалочную базу китайских товаров. Инвестиционный рай, который обещали международные советники, так и не наступил. Так что лучше: плохая промышленность или вообще никакой, спрашивали критики ВТО? Беларусь с того же времени ведёт переговоры. Осторожно и не спеша. Но время меняется. 

Во-первых, отечественная промышленность уже не та, что была в 1990-х, и готова к жёстким схваткам с конкурентами. Во-вторых, официальный Минск и так работает практически в условиях ВТО. Дело в том, что правила Евразийского союза, членом которого является Беларусь, построены на принципах Всемирной торговой организации. Более того, все наши союзники по ЕАЭС — и Россия, и Казахстан, и Армения с Кыргызстаном — уже члены ВТО. То есть мы, по сути, стали иметь много международных обязательств и при этом мало прав. Вопрос вступления, можно сказать, стал делом времени и после очередного совещания у Главы государства — принято окончательное решение — вступаем. За два последних года на этом пути сделано больше, чем за 20 последних лет. Появились ориентиры окончания переговоров — следующий год. Теперь многое зависит от партнёров, ведь для вступления нужно согласие каждой из 164 стран участниц. 

Почти со всеми переговоры завершены, но остались самые тяжёлые переговорщики, такие как США или ЕС. Впрочем, руководитель рабочей группы по вступлению Беларуси в ВТО — этим мандатом наделён представитель Турции Кемаль Маденоглу —  уверен, что все разногласия будут преодолены в ближайшем будущем. Чтобы придать вес качеству переговоров и направить партнёрам чёткий посыл, в Женеву отправилась представительная группа белорусского правительства во главе с первым вице-премьером Александром Турчиным. Такой высокий уровень — это нерядовое событие даже для секретариата ВТО. Александр Турчин провёл переговоры с генсеком этой организации, бразильцем Роберто Азеведу. 

Роберто Азеведу, генеральный директор Всемирной торговой организации: «Мы рады, что первый заместитель премьер-министра находится здесь, и в целом уровень белорусской  делегаций с несколькими министрами и такая политическая поддержка, которую мы видим со стороны Беларуси, очень показательна для нас. Я думаю, что страны-участницы должны отреагировать  на эти посылы. И я уверен, что мы конструктивно попытаемся добиться присоединения Беларуси к организации как можно скорее, потому что это будет хорошо и для Беларуси и для партнеров, и это будет победа для всех».

В интервью Александр Турчин рассказал о деталях переговорного процесса, ожиданиях от вступления Беларуси в ВТО и даже пригласил съёмочную группу ОНТ на неформальную встречу с крупным швейцарским бизнесменом. В плотном графике международных встреч Александр Турчин не мог упустить возможность для разговора  о частных инвестициях. Но сначала — на заседание ВТО.

Эта увесистая книга, которую держит Александр Турчин и в которую нельзя заглянуть видеокамере — ведь большая часть пунктов и положений носят закрытый характер — называется «Проект доклада рабочей группы». Примерно 500 страниц — это сам доклад, около 150 — ответы на вопросы партнёров с прошлого заседания, а ещё под сотню листов — план нормотворческих работ.

Если просто — всё это будущий закон, свод обязательств, который Беларусь принимает на себя, вступая в организацию — пошлины, сборы, квоты, объёмы и десятки других показателей. Внутри многие положения находятся в квадратных скобках, так называют те нормы, по которым продолжаются дискуссии с партнёрами. Как только удаётся договориться, скобки снимают. С 70 из 100 таких положений Беларусь уже сняла ограничения. Переговоры по остальным пунктам продолжаются. 

Александр Турчин, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Каждая страна должна сегодня согласиться, что Беларусь будет членом ВТО. Тут нет голосования простым большинством. Поэтому  процесс этот иногда затягивается на очень длительное время. Это двусторонние процессы. Иногда мы, направляя свои предложения одной стране в рамках двусторонних треков, можем по полгода ждать ответа. Поэтому наш сегодняшний визит — это посыл: «Мы настроены серьёзно, мы бы хотели такого же серьёзного отношения к себе». Поэтому, если есть какие-то вопросы, мы готовы садиться за стол переговоров, мы готовы к компромиссам, но эти компромиссы не должны быть в ущерб нашей стране. То есть не надо нам ставить   непреодолимых условий. Мы готовы всё обсуждать, и значит, должны это сделать». 

— Кто сегодня самый сложный переговорщик?

Александр Турчин, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Это Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз. Но на самом деле мы им, наверное, даже благодарны, потому что они скрупулёзно подходят по каждому пункту доклада рабочей группы, и для наших госорганов это тоже плюс, потому что на те вещи, на которые мы смотрели со своей стороны, нам демонстрируют взгляд с другой. Чтобы мы посмотрели на те, или иные процессы немного по-другому и подкорректировали их.  Прогресс очевиден, это отмечают все партнёры и руководство ВТО. Я не хочу сказать, что  мы уже завтра вступим, потому что ещё есть  много вопросов, которые требуют обсуждения, включая обсуждения на самом высоком уровне. Но мы для себя поставили некий дедлайн — это 12-я министерская конференция, которая  пройдёт в Нурсултане в следующем году. Сегодня мы договорились с нашими коллегами, которые поддержали проведение ещё оной рабочей группы — это либо ноябрь, либо декабрь. И мы планируем до конца 2019 года, максимум — первый квартал 2020 года — согласовать все позиции и выходить уже на финальную часть документа». 

ВТО открывает новые рынки для белорусских экспортёров и не позволяет самим закрыть их от импорта. Но, по словам первого вице-премьера, главные конкуренты находятся сегодня не за океаном, а внутри Евразийского союза. Это, в первую очередь, укрепившиеся компании России и Казахстана, а к борьбе с ними белорусский производитель уже привык. Поэтому потрясений от вступления в ВТО ни у кого быть не должно. 

Александр Турчин, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Для нас была цель — ЕТТ — единый таможенный тариф, который согласован в рамках ЕАЭС. Поэтому ниже него  мы не собирались опускаться. Только по каким-то исключительным группам  товаров, причём тех, которые у нас не производят. То есть абсолютно не по тем, которые создает наш внутренний производитель.  Поэтому, на мой взгляд, тут  у нас ничего не поменяется».

Чтобы выровнять конкуренцию на мировом рынке продовольствия, ВТО ограничивает объёмы государственных субсидий сельскому хозяйству. Для Беларуси поддержка села — один из приоритетов государственной политики. Нет ли здесь опасности?    

Александр Турчин, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Я думаю, мы позиции  текущей поддержки сельского хозяйства, которые  у нас есть сегодня в стране, может быть, даже с определённым  каким-то увеличением — отстоим. У нас есть определённый лаг, где мы можем подвинуться, но есть те красные линии, ниже  которых мы опускаться не будем. Я думаю, договоримся об этом с партнёрами».

— Что говорят представители белорусского бизнеса, как они оценивают перспективы вступления Беларуси в ВТО?

Александр Турчин, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Я смотрю на эти процессы через призму всей страны — экспортоориентированной. Думаю, у нас будет тогда возможность где-то защищать свой бизнес, вступаться за них. Если мы будем понимать, что на каких-то рынках явная дискриминация, у нас будет площадка, на которой мы можем отстаивать интересы нашего бизнеса, хотя для меня абсолютно не важно, государственное предприятие или частное — это предприятие нашей страны,   наши налогоплательщики, мы одинаково будем за них бороться».

Бороться за своих — за интересы своих предприятий, а значит, за свою экономику — это и есть ключевая задача всех действий правительства. Членство в ВТО — это ещё один шаг в сторону либерализации белорусской экономики, это очередной сигнал мировому бизнесу — Беларусь открыта для сотрудничества. И первый вице-премьер, первый человек в правительстве, который отвечает за состояние дел в этой сфере не только перед премьер-министром и Президентом, но и перед самим бизнес-сообществом. Возглавляя совет по предпринимательству и глубоко вникая в проблематику бизнес-процессов, Александр Турчин, конечно, не мог не воспользоваться возможностью пребывания в Швейцарии, чтобы провести деловые переговоры с потенциальными инвесторами. 

Германн Бейелер, глава холдинга  «CERES Group Holding AG»: «Мне показалось, что в нашем общении зажглась искра.  Мы очень быстро друг друга поняли, и от дипломатических слов очень быстро перешли к делу. Мне нравится такой подход и такие люди». 

Действительно, от их протокольной встречи в Лозанне до делового визита в Базель прошло меньше суток. Германн Бейелер, швейцарский мультимиллионер, владелец многопрофильного холдинга «Церес групп» уже показывает Александру Турчину, где располагается штаб-квартира компании и основные производства: цеха, где создается оборудование и станки, или построенный им индустриальный бизнес-центр, где зарегистрировано 90 резидентов и работает больше 1000 человек. А вот здесь планы на ближайшее будущее — перекроить всю принадлежащую ему территорию в центре Базеля под современную застройку с лучшим в Швейцарии рестораном, офисами и арт-галереями.

Германн Бейелер, глава холдинга  «CERES Group Holding AG»: «Мы уже наметили определённые планы. Я много инвестирую в недвижимость, много строю, готов развивать производство и при этом стараюсь участвовать в культурной жизни Швейцарии. У меня большая коллекция картин, и я уже рассказал, что готов организовать выставку каких-то работ, например, с Национальным художественным музеем Беларуси».

Действительно, Германн Бейелер известен не только как инвестор, но и как меценат. Его частная коллекция насчитывает более 3000 картин. В центральном офисе есть даже небольшая выставка жемчужин его собрания. Это Питер Рубенс и «Статуя Цереры», здесь основатель реализма в живописи итальянец Караваджо, а тут импрессионист Ренуар. Специалисты понимают: стоимость даже этой части коллекции исчисляется сотнями миллионов, но Германн Бейелер утверждает, что это не просто инвестиции, а искренняя любовь к искусству. Его вторая любовь — это работа. В этом кабинете он с семи утра каждый день. На стенах — фото с Папой Римским Франциском и много католических символов.  

Германн Бейелер, глава холдинга  «CERES Group Holding AG»: «У меня очень хорошие, теплые отношения с Ватиканом — один или даже два раза в месяц я приезжаю туда. Это не только тёплые человеческие отношения — это и проекты, которые мы реализуем вместе с Ватиканом».

Человек с польскими корнями, религиозным воспитанием, обширными связями и успешным опытом в бизнесе. Единственный владелец управляет бизнесом сам, инвестирует свои собственные средства, а успех объясняет воспитанием. 

Германн Бейелер, глава холдинга «CERES Group Holding AG»: «Я воспитан очень религиозно, и эти основы мне заложила моя мама, работать честно, относится к людям  с любовью, не только брать, но и отдавать. Я готов прокладывать дороги туда, где никто не ходил, и везде оставлять хороший след. Я должен не только заработать, но и что-то принести в страну». 

Александр Турчин, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Это, я надеюсь, будущий наш почётный консул Беларуси в Швейцарии. Человек, имеющий достаточно   большое состояние, но помимо состояния Швейцария чем  хороша: страна маленькая, здесь все друг друга знают. И у него есть личные знакомства, бизнес-контакты с представителями крупнейших  концернов. Я думаю, это будет очередной этап привлечения швейцарских бизнесменов в наших страну. На мой взгляд, с такими странами — наиболее перспективное направление  сотрудничества. Мы можем сколько угодно  рассказывать о своём инвестиционном  климате, о позитивном законодательстве, но  опыт инвестора, который  реализовал проект в нашей стране, важнее о всего этого».

Как минимум два проекта Александр Турчин и Германн Бейелер уже обсудили. Детали, как принято у большого бизнеса, не раскрыли, но встречей остались явно довольны. Как и результатами глобальных переговоров в штаб-квартире ВТО.

Источник: ОНТ