Вы здесь

Во Франции производителей обязали рассказывать о пользе продукта питания в рекламе

12.03.2019

Национальное собрание Франции приняло законопроект, который обяжет производителей продуктов питания упоминать о степени полезности продуктов питания для организма в рекламе. Milknews узнал подробности готовящегося к введению документа.

Новый закон и пути его обхода

Депутаты нижней палаты французского парламента проголосовали за закон об обязательном упоминании во всех рекламных материалах степени полезности продуктов питания в соответствие с ранее принятой в стране классификацией. В рекламе потребуется указывать, к какой из пяти категорий системы NutriScore в зависимости от содержания питательных веществ принадлежит продукт. Требование вступит в силу в январе 2021 года, до этого будет действовать переходный период. Закон будет распространяться на все рекламные сообщения, передаваемые на территории Франции через интернет, радио или телевидение.



Изначально законопроект разрабатывали для рекламы продуктов для детского питания, его предложила левая партия France Insoumise («Непокоренная Франция»). Позднее социал-либеральная La Republique en Marche («Вперед, Республика!») инициировала серию поправок к документу «для повышения качества еды и популяризации здоровых пищевых привычек», которые значительно смягчили закон. Из оригинального текста убрали часть, предполагающую полный запрет рекламы продуктов с повышенным содержанием соли, сахара и трансжиров для детей, а также пункт, по которому в школах как минимум час в неделю будут уделять урокам про правильное питание.

Подобные изменения были критически восприняты общественностью. По данным некоммерческой организации FoodWatch сегодня один французский ребенок из шести имеет лишний вес. «Нам нужны правила, защищающие здоровье детей, и политическая воля, сколько еще мы будем откладывать это решение»? — отметила генеральный директор FoodWatch Карина Жакимар. Один из авторов оригинального текста законопроекта, депутат Жан-Люк Меланшон, назвал принятую инициативу только «небольшим движением вперед».

Французские производители продуктов питания получили законное право обойти требования закона и не упоминать о степени полезности продукта питания в рекламе. Вместо этого у них есть возможность оплатить взносы в Национальное агентство здравоохранения, которые составят 5% от годового рекламного бюджета компании. Кроме того, в законе говорится о специальных уроках правильного питания во французских школах, правда пока они не будут входить в обязательную учебную программу, а станут частью факультативных занятий.

Как работает NutriScore

Система NutriScore, разработанная в стране, начисляет продуктам баллы от −15 для наиболее полезных товаров до +40 для менее полезных. Очки присваиваются продукту по количеству нутриентов на 100 гр продукта. Маркировка учитывает содержание в продукте белков, клетчатки, соли, сахара и насыщенных жирных кислот.

По числу баллов продукту присваивается буква — от зеленой А до красной F. По мнению французских властей, такой подход позволит покупателям легче ориентироваться при выборе продуктов в магазине по сравнению с другими аналогичными системами. Кроме Франции NutriScore принята также правительствами Бельгии и Испании. На данный момент подобная маркировка продуктов носит исключительно добровольный характер.



По новому закону производители, принявшие решение пользоваться NutriScore, будут отчитываться о нанесенной букве по классификации в специальный французский орган. На основании этой информации власти будут формировать статистические отчеты и устанавливать целевые показатели по снижению потребления соли, сахара и трансжиров населением.

Как пишет Europe 1, на данный момент только пятьдесят производителей продуктов питания согласились перейти на маркировку NutriScore. Среди них оказалась французская компания Danone, производитель продуктов из картофеля McCain и готовых блюд Fleury Michon. Согласие также дали торговые сети Auchan, Intermarche и E.Leclerc. Глава Национального агентства здравоохранения положительно оценил такое решение компаний, отметив, что некоторые из них даже поменяли рецептуру, чтобы поместить на упаковку букву, соответствующую более полезному продукту. «Fleury Michon снизила содержание соли, сахара и жиров в блюдах, что позволило им перейти от буквы B к А», — указал Франсуа Бурдильон.

Опыт других стран

Французская маркировка NutriScore стала не первой маркировкой, существующей на рынке. Великобритания в 2012 году приняла закон о добровольном обозначении продуктов знаками, похожими на цвета светофора. Товар маркируют красным, желтым или зеленым цветом в соответствии с содержанием в нем соли, жиров, сахара и калорий. Нововведение изначально было воспринято скептически производителями продуктов, но получило активную поддержку ритейлеров. Крупные британские сети, такие как Tesco и Lidl, стали использовать принятые обозначения на товарах под собственным брендом. Позднее сети поддержали и некоторые переработчики, например, производитель сухих завтраков Kellogg объявил, что будет маркировать свои продукты.

В Скандинавии разработали знак «замочная скважина» для продуктов с наиболее низким содержанием сахара, соли, жира по сравнению с другим товарами.



Похожую систему пытались внедрить и сами производители между собой. Крупные игроки, такие как Nestle, Mars, Unilever, объявили о создании собственной маркировки ENL, но позднее из-за разногласий компании отказались от этой идеи. Общественные группы раскритиковали переработчиков за то, что они оценивают пользу продукта за содержание нутриентов не на 100 гр продукта, а на порцию. У лоббистов возникли сомнения, что покупателям понятен такой термин.

В отличие от вышеупомянутых классификаций, французская система NustriScore получила больше всего поддержки как среди производителей, так и среди потребителей. Местный ритейлер E.Leclerc провел исследование, которое показало, что больше 300 тыс. покупателей оринтируются на маркировку NutriScore при выборе товара. В отличие от светофора, NutriScore учитывала при подсчете баллов все компоненты продукта, а не только те, потребление которых стоит сократить. По словам министра здравоохранения Бельгии Магги Де Блок, такой подход позволял комплексно оценить качество продукта. В прошлом году Франция признала NutriScore единственной официальной системой маркировки на территории страны.

Новости по теме:
Министерство здравоохранения России подготовило концепцию маркировки продуктов, которые отвечают требованиям здорового...
Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA) одобрило самые радикальные изменения маркировки...
Европарламент рассматривает вопрос о возможном введении обязательной маркировки страны происхождения сырья в...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by