"Витебский концерн "Мясо-молочные продукты" строит 2 сырзавода

Визит Александра Лукашенко в Витебскую область дал еще один повод обратить внимание на успехи мясо-молочной отрасли региона.

Интересно, что пока идут горячие споры по поводу национальной молочной компании, северная область уже не первый год действует командно. В интервью журналу «Продукт.BY» Генеральный директор ГО «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» Виктор Славецкий утверждает, что опыт холдинговой работы схож со структурой финской Valio.

— Виктор Брониславович, какие впечатления вызвало посещение предприятий концерна у президента, и какие эмоции этот визит вызвал у вас?

— Надеюсь, президенту понравились те объекты, которыми мы сами гордимся. В любом случае, в СМИ широко освещалась эта поездка, и остается только повторяться. Что касается моих впечатлений, то они полностью формируются результатами работы. В Верхнедвинске мы увидели новый современный завод, максимально способный производить рентабельную и конкурентоспособную продукцию. Сыродельное оборудование австрийской фирмы BERTSCH работает надежно.

— Речь также шла о сыворотке…

— Не о простой. Для того, чтобы сушить сыворотку и использовать ее как компонент для производства ЗЦМ, было бы достаточно минимальных вложений в дополнительную сушку на любом из предприятий. Но чтобы получать сухую сыворотку с 90%-ной деминерализацией, которую можно использовать при производстве детского питания, кондитерских изделий и в других отраслях пищевой промышленности, нужен был именно такой завод — с использованием электродиализа, обратного осмоса, вакуумного испарителя…

— Какова окупаемость проекта?

— Даже по тому бизнес-плану, в котором прописывалось производство сухой сыворотки для ЗЦМ, линия окупалась за 6 лет. С новым направлением, думаю, будет быстрее.

— Вы также поделились планами построить фактически два новых сырзавода в Браславе и Поставах. Чем они будут уникальны?

— Они нам нужны для производства новых видов и форм сыров. Это один из шагов навстречу покупательским ожиданиям. В магазинах почти весь хлеб уже продают нарезанным. А фасовка сыра и предложение сырной нарезки крайне скудное. Вот этот пробел мы и хотим исправить, выпустив сыры всевозможных видов фасовки.

Вообще наш план по модернизации — дело не для оперативного разговора. Поэтому из крупных объектов отмечу строительство цеха по переработке сыворотки в ОАО «Молоко» и новый цех по производству детского питания на Оршанском мясокомбинате.

— Учитывая, что модернизация проводится за валюту, не было необходимости корректировать планы?

— Более 60% нашей продукции экспортируется и приносит более 300 млн долларов в год. Кроме того, на уровне государства работают программы, позволяющие брать относительно недорогие ресурсы для инвестиций. Поэтому все по плану.

— Сколько стран сегодня у вас в экспортном «портфеле»?

— 39 стран мира. Работаем преимущественно с теми, где можно продавать дороже. С остальными работаем точечно, чтобы не терять пульс рынка.

— Плотная программа модернизации должна вести впереди себя развитие сырьевой зоны, так?

— Без сырья модернизация теряет смысл, конечно, это так. Развитие сырьевой зоны координируется параллельной программой. В ближайшее время мы запустим несколько новых хозяйств с фермами на 1-2 тысячи коров, которые ежедневно смогут производить 30-60 тонн молока. Даже если каждый из 8 наших молокозаводов построит такую ферму, то мы получим сырьевую зону, которой хватит для целого производителя. Одна из таких ферм уже построена Лепельским молочным комбинатом.

— Что в перспективе принесет вся эта работа?

— К концу следующей пятилетки объем переработки молочного и мясного сырья достигнет соответственно 2 млн. тонн и 180 тыс. тонн в год. Увеличение выработки цельномолочной продукции до 30% и производства сыров до 25% от общего объема перерабатываемого молока и модернизация сушильного производства в молочной отрасли снизят зависимость и потери от возможных колебаний внешних цен по таким группам экспортируемых товаров, как сухое обезжиренное молока, сухое цельное молоко, казеин и масло.

— Напоследок еще один актуальный вопрос, который касается укрупнения хозяйств. У вас есть видение, как это может происходить в Витебской области?

— Мне кажется, что мы этот вопрос уже прошли. Крупная компания создана — это ГО Витебский концерн «Мясо-молочные продукты». В него входят 8 молочных заводов и 4 мясокомбината, который выступают под единым брендом и ведут координированную экспортную и единую ценовую политику. Это позволяет нам наиболее оптимально направлять сырьевые потоки и нагружать мощности заводов.