В январе-августе предприятия Минсельхозпрода поставляли продукцию в 67 стран. В прошлом году экспортировали в 64

Наш главный козырь, который побить невозможно, — это качество, что подтверждают потребители 70 стран мира, сделавшие выбор в пользу наших молочки, мясных и колбасных изделий, картофеля и других продуктов. Экспорт продовольствия стал одним из важнейших источников поступления валюты. В прошлом году, например, удельный вес поставок сельхозпродукции и продуктов питания в общем объеме внешней торговли — 17 процентов. А с 2010 по 2018 год он увеличился с 3 почти до 5 миллиардов долларов США, сообщает sb.by.



Укреплению торговых связей между Беларусью и Россией, как и сотрудничества в целом, должен послужить V Форум регионов Беларуси и России. Особенно это важно для предприятий АПК. Понятно почему — любой недружественный и в большинстве случаев ничем не обоснованный шаг какого-нибудь очередного «надзора» в конечном итоге ведет к имиджевым потерям и предприятия, и страны. После подписанного на форуме соглашения о балансах поставок продовольствия на следующий год, и что очень важно – заложенного механизма разрешения спорных вопросов, — проблем с сельхозэкспортом должно стать меньше. Натуральный белорусский продукт должен не только потеснить, но и заместить в России пальмовое масло и сыроподобный продукт. Тем более что фальсификат встречается. Так, управление Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям обнаружило фальсифицированный фасованный сыр с наличием растительных жиров. У нас же фальсифицированных продуктов, как, впрочем, и спиртных напитков, не может быть в принципе. Потеря престижа ради сиюминутной выгоды предприятию обойдется очень дорого.

Сколько же продуктов предприятия Минсельхозпрода поставили за пределы республики? За январь—август — на 1332 миллиона долларов в 67 стран. В прошлом году за это время их экспортировали в 64. География поставок расширяется, перераспределяются и объемы. Из-за не всегда понятных для производителей ограничений за 8 месяцев по сравнению с прошлым годом поставки в Россию уменьшились почти на 13 процентных пунктов. Только в последнее время Россельхознадзор зажигал «красный» Слуцкому сыродельному комбинату, Витебскому и Гродненскому мясокомбинатам, Несвижскому заводу детского питания, форелевому хозяйству «Лохва», первому Минскому молочному заводу и другим предприятиям. Теперь запрет со всех их снят.

Поставлять 78 процентов продукции, а именно столько поступает на российский рынок, одному поставщику выгодно. И в то же время рискованно. Для диверсификации экспорта приходится осваивать новые рынки, наращивать объемы поставок в отдельные страны, совершенствовать логистику. Сложно, но, как показала практика, можно. За 8 месяцев на 20—30 процентов увеличился экспорт продукции Минсельхозпрода в Азербайджан, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Украину. В общем объеме поставок на страны СНГ, кроме России, приходится почти 15 процентов экспорта. В денежном выражении они стали весомее более чем в два раза по сравнению с прошлогодним январем—августом.

Более чем в полтора раза увеличился экспорт в страны дальнего зарубежья. Так, за 8 месяцев в Евросоюз поставлено товаров на 13,5 миллиона долларов (74 процента к аналогичному периоду прошлого года), в страны Азии и Океании — на 70 миллионов (в 5,2 раза больше), в страны Америки — на полтора миллиона долларов (131 процент). Значительно возросли поставки в Австрию, Литву, Вьетнам, Грузию, Турцию, Монголию. В начале сентября в Китай отправился первый контейнерный поезд с молочной продукцией. Экспорт в эту страну за январь—август увеличился в 5 раз и достиг почти 31 миллиона долларов. Правда, это только начало. После летней засухи, которая охватила некоторые страны Европы, продукты, особенно овощи, должны быть в цене.