Статистика рынка продовольствия РФ: чего ждать производителям?

Екатерина ЛУЧКИНА
Екатерина ЛУЧКИНА
исполнительный директор российского «Национального Союза Мясопереработчиков»

В текущей ситуации нет бизнеса, который бы не пострадал! Просто кому-то это заметно сразу, а на ком-то отразится чуть позже. Многие из тех, кто еще в марте чувствовал себя хорошо, в апреле столкнулись с кассовыми разрывами, неплатежами контрагентов, колоссальными расходами на средства защиты и дополнительные меры профилактики, а еще с ростом валютной составляющей, разрывом цепочек поставок, падением спроса, уменьшением выручки — со всеми «прелестями» затяжного L-образного кризиса.

Екатерина ЛУЧКИНА — исполнительный директор российского «Национального Союза Мясопереработчиков» Исполнительный директор российского «Национального Союза Мясопереработчиков» Екатерина ЛУЧКИНА прокомментировала для ПРОДУКТ.BY какие последствия все это несет глобальной экономике и как может отразиться на мясоперерабатывающей отрасли. Понять какие угрозы, а может быть, и возможности для белорусских предприятий стоят за цифрами статистики, — вопрос их анализа и творческой интерпретации для топ-менеджмента.

«По прогнозам, в результате пандемии мировая экономика лишится 5,5 триллионов долларов. Надвигается самая большая, самая глубокая рецессия и ни в одной стране мира не будет быстрого и полного восстановления. Падение ВВП в разных странах в зависимости от уровня развития составит от 6,1% до 9,1%, а объемы мировой торговли снизятся более чем на 30%. Страны предпринимают беспрецедентные меры для поддержки бизнеса. В Италии на эти цели выделено финансирование в размере 41%, в Германии — 40% от ВВП, в США — 22%, в Швеции — 13,3, в Дании — 12,4, в Канаде — 8,4, в Норвегии — 4,7% ВВП.

В России поступления в бюджет снизились более чем на треть. Железнодорожные перевозки сократились на 70%, авиа — на 90%. При этом, несмотря на колебания курса валют и прочие факторы, цены не будут (просто не смогут) расти, как, например, в 2015 году, — у людей просто нет денег.

Многофакторность текущего кризиса существенно затрудняет прогнозирование его дальнейшего развития, разработку и проведение в жизнь антикризисных планов. Он — агрегат ряда основных и многих побочных факторов. В его основе — геополитические риски, кризис государственного и транснационального корпоративного управления, кризис межстрановых экономических объединений (пример — Евросоюз), нефтяной кризис с обесцениванием рубля при высокой импортозависимости производств, и, наконец, пандемия коронавирусной инфекции. Добавьте к этому информационный хаос, схлопывание потребительских рынков, тяжелое положение ряда компаний, которые и до пандемии уже чувствовали себя не лучшим образом. Становится понятно, что даже при оптимистичном сценарии, российскую экономику ожидает минимум двухлетняя рецессия. Но, скорее всего, рассчитывать надо на более длительный срок.

Что это значит для бизнеса? В условиях кризиса, по мере сокращения рынков, их консолидация ускорится, а конкуренция станет еще более жесткой. Сокрушительный удар будет нанесен по малому и среднему бизнесу: аналитики полагают, что обанкротятся от 20% до 50% компаний. На фоне обостряющейся конкуренции ритейлеров, будет стремительно расти их консолидация. Доля десяти крупнейших торговых компаний увеличится до 40%, а возможно, и более».

____________________________

Читайте по теме:

Дождались: своевременное решение ЕЭК для мясокомбинатов

____________________________

Во всех странах развитие ситуации проходит по похожим сценариям и везде можно выделить несколько этапов. Характерно, что возникающий первоначально ажиотажный спрос, всегда сменяется резким падением покупательской активности.

Март 2020 года и россиянам запомнился ажиотажем и пустыми полками. Двенадцатая неделя (с 16 по 22 марта) побила рекорд предновогодней недели, которая традиционно является самым активным периодом покупательской активности в году: объем закупок в натуральном выражении был выше на 17,4%.

Лидерами роста продаж были категории товаров длительного хранения: продажи гречки в натуральном выражении выросли на 209%, риса — на 224%, макаронных изделий — на 192%, но на самой вершине этого рейтинга оказались мясные консервы, показав рост в 253%. Несмотря на то, что Москва и Московская область оставались основными очагами распространения COVID-19, всплеск потребительского спроса наблюдался во всех регионах России. В натуральном выражении продажи в Центральном федеральном округе на 12 неделе выросли на 41%, в Северо-Западном — 39,7%, Южном — 41,7%, Уральском — 28,9%, Приволжском — 26,7%, Сибири и Дальнем Востоке — 31,6%.

Также в марте было зафиксировано увеличение спроса на чистящие средства, перчатки, салфетки и тряпки для уборки. Их продажи выросли более чем на 30%, а по некоторым категориям на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В режиме самоизоляции россияне стали больше смотреть телевизор и онлайн-видео. Косвенным подтверждением этому может являться высокий рост спроса на различные снеки: семечки, сладкие кукурузные палочки и попкорн. В марте, в период массового перехода на «удаленку», эксперты сервиса «Яндекс. Маркет» зафиксировали резкий скачок спроса на ноутбуки, а в начале апреля (первая «нерабочая» неделя) — на игровые консоли.

С дальнейшим развитием ситуации в условиях самоизоляции уже в апреле трафик продуктовых магазинов резко сократился. В начале апреля число покупателей в магазинах «у дома» сократилось на 20–30%. В гипермаркетах трафик сократился еще сильнее — на 40–60%. Причин несколько:

— недостаток информации о правилах передвижения по городу в условиях самоизоляции,
— часть потребителей уже закупилась впрок,
— часть потребителей стала пользоваться доставкой продуктов.

Ажиотажный спрос на крупы и туалетную бумагу сменился спросом на овощи, мясо и рыбу. Объем повседневных расходов в России продемонстрировал серьезное снижение. Так, типичная семья начала тратить на повседневные товары 3376 рублей, что на 21,1% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Значимо снизилась частота походов в магазин.

«Произошло серьезное сокращение собственно каналов сбыта, — продолжает эксперт. — Закрытие дошкольных и школьных учреждений повлекло срывы поставок мясных продуктов в эти организации, закрытие ресторанов и отелей заблокировало канал HoReCa. И, если с возвращением детей в учебные заведения ситуация в этом канале может восстановиться, то с HoReCa все не так однозначно. По мнению Федерации рестораторов и отельеров, даже в случае отмены ограничительных мер в конце апреля, около 30% российских рестораторов будут вынуждены уйти с рынка.

В общем итоге показатели розничной торговли и общественного питания за время эпидемии снизились на 35-45%. И хотя в России уже плавно приступили к отмене некоторых ограничений, даже с их полной отменой, ситуация быстро не станет прежней. Интересное наблюдение. В Китае после снятия всех ограничений трафик в рабочие часы восстановился практически полностью, однако, в нерабочее время и выходные дни он остается в три раза ниже, что свидетельствует о крайне неохотном возвращении населения к прежнему укладу жизни.

Таким образом, в краткосрочной перспективе на 2020 год можно ожидать роста безработицы до 10-13%, снижения доходов населения на 10% и более, переосмысления образа жизни и потребления (вынужденного или добровольного), а также усиления конкуренции на всех рынках и ускорения консолидации в отраслях».

Источник: ПРОДУКТ.BY