Создать лучший завод в стране

Создать предприятие с нуля и сделать его лидером отрасли — об этом когда-­то мечтала Ольга ЛУЦКО, ныне директор Туровского молочного комбината. О том, как выглядит сбывшаяся мечта, она рассказала «БР».

— Насколько я знаю, сейчас вы собираетесь в Москву на важные переговоры с потенциальными клиентами. С вами поедет команда технологов. Обычно в такие командировки отправляют маркетологов и «продажников», а у вас едут технологи. Почему?

— Сегодня продажами нужно заниматься всем. Служба качества тоже должна понимать, насколько трудно выходить на рынок службе продаж и маркетинга. Технологи обязаны прикрыть тылы, сделать все безупречно, чтобы коллеги смогли добиться успеха. Очень важно, чтобы там, на передовой, девчата послушали и увидели все сами. Произвести можно все, хотя качественный продукт требует сил и средств, но продать трудно: рынок насыщен, конкуренция жесткая, причем каждый год появляются новые соперники.

Мы ежемесячно выпускаем более тысячи тонн сыров. Из месяца в месяц «перетекает» 1300 т. Соответственно, столько и продаем. Сегодня российский рынок стагнирует, что, в свою очередь, бьет по нашему предприятию, ведь львиная доля экспорта уходит в РФ. Падение спроса в этой стране прогнозировалось и произошло. Такие «качели» в «молочке» есть всегда: два предыдущих года были очень хорошими, сейчас наблюдается откат.

— Запустив вторую очередь, вы получили возможность утроить выпуск продукции. Как обстоят дела с рынками сбыта?

— Сегодня непросто продать даже высококлассный товар, тем более что 80 % продукции Туровского молочного комбината уходит за пределы страны. Пока в схватках с лучшими мировыми брендами мы не уступаем и по-прежнему входим в число лидеров на розничном рынке. Наши бренды Bonfesto и Villmonte узнаваемы и любимы покупателями.

Что касается второй линии, то это продукты для сегмента HoReCa — кафе и ресторанов: блоки моцареллы по 2,6 кг для пиццы, кремчиз в емкостях по 2, 5 и даже 11 кг для суши и чизкейков. Этот сегмент для нас новый, однако и в нем мы уверенно идем вперед. Очень надеемся и верим в то, что сможем победить в России «молочную химию» и занять ее место в пицце. Потому что в Беларуси мы уже вытеснили более дешевую, но ненатуральную продукцию.

— Туровский молочный комбинат — инвестиционный проект, проще говоря, завод построен в кредит. Долговая нагрузка велика. Как удается справляться с ней?

— Да, ощутима. Основная доля — средства Банка развития. Процентные ставки очень высокие: в Европе можно взять кредит на 18 лет под 0,9 %, а в Беларуси максимум на 10 лет под 7,5 % годовых, и это в валюте. Тем не менее, несмотря на все сложности, мы в состоянии своевременно выполнять свои обязательства.

— У вас есть лозунг, жизненный девиз?

— Мое жизненное кредо: «Делай что можешь — и будь что будет». Я целеустремленный человек и всегда ставила перед собой ориентиры. Лет в пятнадцать я уже знала, что буду директором предприятия. Несмотря на почти тридцать лет стажа, в трудовой значатся всего два предприятия — «Речицапиво» и Туровский молочный комбинат. На пивзаводе я попала в сплоченную команду, возводившую завод. Это были одержимые люди, много лет проработавшие вместе. Они воспитали меня как профессионала. Я многому научилась у директора предприятия Михаила Ивановича Петрив, двадцать лет возглавлявшего его.

Мы до сих пор общаемся. Недавно он поздравлял меня, сказал, что я способная ученица. Помню, четверть века назад думала: какие же они счастливые люди — получили возможность создать что-то с нуля. По-доброму завидовала. Когда совершенно случайно узнала о туровском проекте и мне удалось стать заместителем директора по производству, поняла: это мое, я стану директором, это будет мой завод! Так и произошло.

В Турове я реализовала свою мечту, добилась цели — создания завода с нуля, коллектива — с нуля, продукта — с нуля. Ведь ничего не было — только идея, проект, инвестиции и поставленная задача. Мне тогда сказали: те, кто строят заводы, на них не работают — выдыхаются. Дескать, это уже другой этап развития. Счастлива, что у меня и моей команды, людей, которых я смогла заразить этой идеей, хватило сил. Очень рада, что все они удержались, потому что один в поле не воин. Люди, которые разделяют мои идеалы и взгляды на жизнь, верят мне, стали залогом огромного успеха нашего комбината.

Несмотря на свою молодость, предприятие пережило и трудные времена. Тогда нельзя было психануть и бросить все, уехать туда, где теплее и сытнее. Перетерпеть, выдержать постоянное давление, преодолеть все трудности и добиться успеха — это дорогого стоит. Быть терпеливым и последовательным необходимо.

Я рада, что мои жизненные задачи выполняются. Сейчас цель — создать лучшее предприятие в Беларуси. Туровский молочный комбинат должен стать лучшим заводом в стране.

— Женщине труднее быть управленцем?

— Намного. Я давно работаю на руководящих должностях, но считаю, что женщине лучше не быть руководителем: мужчины более последовательны, рассудительны и предсказуемы. Мы, женщины, по своей природе эмоционально менее стабильны. Руководителю очень важно принимать взвешенные решения. Это очень трудно, потому и женщин-руководителей не так много, особенно в сфере промышленного производства.

— Кто подбирает сотрудников на завод?

— Только я. Этот вопрос для меня очень важен. Считаю своим сильным качеством умение создавать команду. 8 февраля 2019 года исполнится семь лет, как я работаю в Турове, и все эти годы я всегда занималась подбором персонала. Стараюсь проводить собеседования со всеми вплоть до грузчиков и упаковщиков. Хочу понимать, что за люди работают под моим началом и какую культуру они пытаются принести на предприятие, знать их подходы к делу, взгляды на жизнь. Ведь мир и микроклимат, созданные на предприятии, очень важны, благодаря им производственный процесс становится максимально эффективным.

Помимо собеседований, провожу ежегодную аттестацию менеджмента, чтобы понять, как человек развивается, растет, чтобы никто не вышел из поля зрения. Это очень важно — не потерять человека. Случается, недооцениваешь сотрудника — и он по каким-либо причинам начинает искать работу. Важно, чтобы специалисты проявляли свои лучшие качества и давали максимальную отдачу, поэтому перевожу их из одного отдела в другой, и такая тактика часто дает хорошие результаты.

— Трудно найти нужных специалистов?

— Да. Процесс долгий, сложный, однако только так можно найти тех, кто одержим идеей. Это люди с жилкой авантюризма, которые хотят реализовать свои амбиции. Мы предоставляем им такие возможности.

— Вы стали депутатом Гомельского областного совета. В чем видите свою задачу как депутата?

— В развитии региона. Коль мне выпало счастье строить и развивать на этой земле предприятие, создавать рабочие места, внедрять современные технологии не только на производстве, но теперь уже и в сельском хозяйстве, основная задача — оставить след после себя. Все-таки очень важно, когда ты оставляешь после себя весомый вклад — это огромное счастье.

— Что, на ваш взгляд, нужно изменить в Турове в первую очередь?

— Чтобы поднять инфраструктуру, нужны большие деньги и время. За годы, которые я здесь провела, город преобразился. Наверное, создание такого красивого завода подтолкнуло и задало определенную планку: были реконструированы площадь, набережная, дороги, вкладывается очень много средств.

Неплохо было бы развить туристическую инфраструктуру, ведь Туров — столица древнего княжества, родина Кирилла Туровского. Учитывая, сколько сюда приезжает паломников, нужно и дальше развивать инфраструктуру, туризм. Есть Туровский луг, там можно оборудовать красивейший пляж.

Комбинат возводился в рамках программы развития Припятского Полесья. Тогда ставилась задача развить регион, отстававший в экономическом плане. Сделать это можно было, только создавая производства и рабочие места. В итоге решаются сразу несколько задач. Прежде всего, социальная: молодые люди могут найти работу на комбинате, а это значит, что им не придется ехать в другие страны в поисках работы. Они остаются на родине, создают семьи и решают вторую задачу — демографическую.

Завод подтягивает все вокруг себя. Мы очень активно работаем с сырьевой зоной, анализируем, как будет меняться сознание местных жителей. Если доярка зарабатывает 300 руб., о каких высоких материях она будет думать? Достойная оплата труда определяет, как человек себя ощущает. Зарабатывая 300 руб. в месяц, вряд ли будешь думать о высоком, а когда получаешь уже 1000 руб., появляются потребности более высокого уровня.