Вы здесь

Рынок колбас в странах ЕС

23.08.2019

Колбаса в ЕС является традиционным и популярным продуктом и относится к товарам массового спроса. Широкий ассортимент колбас из различных видов мяса позволяет сделать этот продукт доступным с учетом традиций, культурных различий и предпочтений потребителей.

Великобритания — крупнейший рынок для импортной продукции

Объем потребления колбас в странах ЕС составил 5,6 млн тонн в 2018 году, что было на 100,3 тыс. тонн (или 1,8%) больше, чем за предыдущий год. На протяжении последних четырех лет потребление увеличивалось умеренными темпами после небольшого сокращения объемов рынка в 2012-2014 гг. В стоимостном выражении европейский рынок колбас достиг 22,3 млрд. долл. США.

Несмотря на популяризацию здорового питания и растущий спрос на низкокалорийные органические продукты, спрос в ЕС остается стабильным, чему способствует широкий ассортимент колбас, в т.ч. из диетического мяса. Более того, быстрый темп жизни в крупных городах предполагает рост спроса на продукты быстрого приготовления и готовые к употреблению продукты, что также поддерживает рост спроса на колбасу.

Крупнейшим рынком колбас в ЕС является Германия, с объемом потребления 1,5 млн. тонн в 2018 году, что составляло 26,6% от общего объема. Учитывая высокий объем среднедушевого потребления в сочетании с его продолжающимся ростом, Германия остается наиболее перспективным рынком колбас в ЕС. Несмотря на то, что в большей степени рынок Германии обеспечивается внутренним производством, а доля импорта в потреблении составляет всего 6,3%, страна является вторым крупнейшим импортером в абсолютном выражении, наращивая поставки с темпом +6,5% в год.

Около 10% немецких колбас экспортируется на внешние рынки, в основном в соседние европейские государства. Германия сохраняет лидерство как в структуре производства колбас в ЕС, так и по объему экспортных поставок, которые составляют около 20% от общеевропейского объема экспорта.

За Германией по объему потребления колбас следуют Польша (10,0%), Франция (8,5%), Великобритания (8,4%), Испания (8,3%), Италия (5,7%) и Румыния (4,1%), которым совокупно принадлежит еще 45% рынка ЕС. Менее значимые доли рынка занимают Чехия (3,6%), Австрия (2,7%), Венгрия (2,6%), Швеция (2,2%) и Нидерланды (2,0%).

С 2007 по 2018 гг., наиболее выраженные среднегодовые темпы роста объемов потребления наблюдались в Италии (+4,6% в год). За ней следуют Франция (+2,1% в год), Германия (+2,0% в год) и Польша (+1,1% в год). Потребление в других странах росло незначительно или имело отрицательную динамику.

В Италии сегмент переработанных мясных продуктов тоже хорошо развит: такие мясные изделия, как прошутто, пармская ветчина, мортаделла и другие, известны по всему миру. Тем не менее, среднедушевой объем потребления колбас в Италии (5,3 кг в год) ниже, чем в других крупнейших странах-потребителях в ЕС. Италия активно наращивает объемы выпуска колбас, экспортируя около 22%.

Польша, которая также является одной из крупнейших стран-потребителей колбас в ЕС, становится крупным экспортером. В 2018 году доля экспорта по отношению к объему производства в Польше составила 16%, увеличившись на 10% за прошедшее десятилетие. Рост экспорта происходил в основном за счет увеличения поставок в Великобританию (+21,5% ежегодно c 2007 по 2018 гг.). Национальный объем потребления в Польше рос умеренными темпами, при достаточно высоком объеме среднедушевого потребления, что указывает на насыщенность местного рынка.

Наряду с Италией (5,3 кг в год) и Испанией (10,0 кг в год), Франция (7,3 кг в год) имеет низкий уровень потребления колбас на душу населения, против 18,2 кг и 14,6 кг в год в Германии и Польше соответственно. Причина состоит в том, что население стран средиземноморья предпочитает рыбу мясным изделиям. Объем внутреннего производства во Франции и Испании растет умеренными темпами: в среднем на +1,5% и +1,3% в год за период с 2007 по 2018 гг.

В Великобритании потребление колбас сокращается при невысоком среднедушевом уровне. На фоне заметного сокращения объемов национального производства, потребление поддерживается за свет высокого темпа роста импорта, более того, Великобритания сохраняет лидерство по объему импортных поставок в абсолютном выражении.

Среднедушевое потребление колбас в ЕС составляет 10,9 кг на человека в год. Наиболее высокие показатели потребления на человека в год наблюдались в Чехии (19,0 кг), Германии (18,2 кг) и Австрии (17,4 кг), а наиболее низкие — во Франции (7,3 кг), Великобритании (7,0 кг), Нидерландах (6,5 кг) и Италии (5,3 кг). В Великобритании и Нидерландах, при относительно низком уровне среднедушевого потребления, наблюдается его спад за последнее десятилетие, что указывает на насыщенность местных рынков. В Италии, напротив, низкое потребление на душу населения сочетается с его значительным приростом, что указывает на потенциально привлекательный рынок для поставщиков колбас. Из стран с наиболее высоким уровнем потребления наиболее перспективной является Германия, тогда как рынки Чехии и Австрии уже достигли насыщения.

Объем и динамика импорта в странах ЕС

C 2010 года наблюдается устойчивый рост импорта в натуральном выражении, который достиг 721 тыс. тонн в 2018 году. В целом, в период с 2007 по 2018 гг. импорт рос со среднегодовым темпом +5,0% в год. Основной его объем приходится на поставки между странами ЕС; доля импорта из-за пределов ЕС в объеме потребления является незначительной.

В 2018 году доля импорта в потреблении составила 12,9%, по сравнению с 8,3% в 2007-м, что говорит о растущей интенсивности торговли внутри ЕС.

Крупнейшим импортером колбас в ЕС является Великобритания (142,2 тыс. тонн), на долю которой пришлось 19,7% от совокупного объема. Далее следуют Германия (93,9 тыс. тонн, или 13,0%), Франция (66,1 тыс. тонн, или 9,2%), Бельгия (52,9 тыс. тонн, или 7,3%), Нидерланды (48,2 тыс. тонн, или 6,7%), Венгрия (40,8 тыс. тонн, или 5,7%), Словакия (34,6 тыс. тонн, или 4,8%) и другие. Среди указанных стран Венгрия (+12,8%), Словакия (+7,7%), Германия (+6,5%) и Франция (+6,3%) имели наиболее выраженные темпы роста импорта в 2007-2018 гг.

Таким образом, благодаря большому объему импорта, который при этом растет, Великобритания, Германия, Франция, Венгрия и Словакия являются наиболее привлекательными рынками для зарубежных поставщиков колбас.

Средняя импортная цена на колбасы в ЕС составила 4,5 долл. США за кг. В 2015 году она упала на 14,3% по отношению к предыдущему году до 4,2 долл. США за кг. В этот период цены на продукты питания сокращались на фоне снижения цен на нефть и другие энергоносители. В 2016-2018 гг. импортная цена медленно росла, но так и не смогла вернуться к докризисному уровню.

В 2018 году наиболее высокие импортные цены на колбасы в ЕС наблюдались у Германии (6,5 долл. США за кг) и Швеции (6,1 долл. США за кг), а наиболее низкие — у Венгрии (2,9 долл. США за кг). В целом динамика импортных цен по странам совпадала с общеевропейской картиной; у большинства крупнейших импортеров наблюдалось сокращение цен, некоторые же испытывали незначительный рост.

Объем и динамика экспорта в странах ЕС

В 2018 г. экспорт колбас в ЕС достиг 793 тыс. тонн, увеличившись на 2,4% по сравнению с предыдущим годом. Общий объем экспорта рос со среднегодовым темпом +4,1% в год в период с 2007 по 2018 гг.

Крупнейшими экспортерами колбас являются Германия (157,1 тыс. тонн или 19,8%), Польша (108,8 тыс. тонн или 13,7%), Испания (75,7 тыс. тонн или 9,5%), Италия (72,1 тыс. тонн или 9,1%), Нидерланды (53,1 тыс. тонн или 6,7%), Франция (51,5 тыс. тонн или 6,5%), Бельгия (47,9 тыс. тонн или 6,0%).

Среди этих стран Польша продемонстрировала наиболее высокие темпы роста экспорта в период с 2007 по 2018 гг. (+13,8%). Другими быстрорастущими экспортерами стали Испания (+7,4%) и Италия (+5,5%).

Ожидается сохранение умеренного роста рынка

Колбасы являются широко представленным продуктом питания в странах ЕС, поэтому резких изменений в потребительских предпочтениях, которые бы могли кардинально повлиять на рынок, в ближайшие годы не ожидается. Соответственно, рынок продолжит поступательное развитие, а темпы роста потребления будут определяться увеличением численности населения, динамикой его доходов и развитием пищевой промышленности в целом.


В настоящий момент пищевая промышленность в ЕС переживает период устойчивого роста, поддерживаемая увеличением численности населения и располагаемых доходов. Восстановление экономики, создание новых рабочих мест, адаптивная денежно-кредитная политика и стабильная фискальная политика должны привести к умеренному экономическому росту в большинстве стран ЕС. С другой стороны, будущий рост экономики и промышленности стран ЕС подвержен существенному риску и неопределенности в силу ряда факторов, основным из которых является предстоящий Brexit. Выход Великобритании из ЕС неизбежно нанесет ущерб промышленному сектору. Однако, степень ожидаемого негативного эффекта с трудом поддается прогнозированию, так как окончательные параметры Brexit еще не определены. Также неясно, насколько Brexit ухудшит инвестиции в Великобритании и ЕС в целом.

Помимо внутренних проблем, сохраняющаяся политическая напряженность в отношениях с Россией, а также торговый конфликт между США и Китаем остаются факторами, сдерживающими экономический рост в ЕС. Здесь ключевым риском является замедление роста мировой торговли и, соответственно, замедление роста экономик стран, импортирующих товары из ЕС. Это негативно отразится на потенциале роста промышленности стран ЕС. Тем не менее, экспорт колбас происходит в основном между странами ЕС, поэтому негативное воздействие данного фактора будет не столь выраженным.

С учетом вышеупомянутых факторов ожидается, что спрос на колбасы останется стабильным благодаря росту доходов населения и постепенному увеличению его численности. Прогнозируется, что объем потребления продолжит повышаться с ожидаемым среднегодовым темпом роста +0,2% в год в период с 2018 по 2025 гг., что, по прогнозам, увеличит рынок до 5,7 млн. тонн к концу 2025 года.

Источник текста и фото: Мясной Эксперт

Новости по теме:
За первое полугодие 2017 года Германия экспортировала 611 тыс. тонн свинины. Это 23 % от общеевропейских поставок этого...
Низкая стоимость куриного филе отечественного производства делает Украину конкурентоспособной на рынке ЕС. Об этом...
Две отраслевые ассоциации из Испании и Португалии, INTERCUN и ASPOC, будут бенефициарами кампании, на которую будет...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50


*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.

*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.