Розничная торговля набирает обороты и точечно борется с проблемами

Рост реальных денежных доходов населения, высокие темпы потребительского кредитования, продажи валюты, промпроизводства потребительских товаров… Пожалуй, это основные причины оптимизма ретейлеров накануне профессионального праздника. Ведь торговля набирает обороты. Причем весьма бодрыми темпами, пишет sb.by.

В первом полугодии товарооборот по сравнению с январем — июнем прошлого года в сопоставимых ценах вырос без малого на 10 процентов и составил 21 млрд рублей. Ровно по половине этой суммы пришлось на продовольственные и непродовольственные товары.

Причем, что любопытно, фруктов, овощей, рыбы, сахара, макарон и муки мы стали покупать меньше, чем год назад. Зато мяса — больше. Здесь особенно выделяются домашняя птица и дичь — рост почти на 13 процентов, приводит данные Белстат.

Динамика есть и по алкоголю. Более чем на треть прибавили продажи слабоалкогольных напитков, почти на четверть — коньяки и бренди, недалеко расположились виноградные вина. Зато в отстающих плодово-ягодные вина.

Затронули в МАРТ и вопросы развития сферы торговли и общественного питания в сельской местности. Указ Президента № 345, подписанный в прошлом году, был направлен на стимулирование развития этих направлений.

Артур Карпович подвел промежуточные итоги:

— Действие указа распространяется на 65 процентов территории страны, на которой проживает чуть более 1 млн человек, или 36 процентов сельского населения. Налоговыми льготами уже воспользовались 667 субъектов хозяйствования — 171 юрлицо и 496 ИП. Открылись 160 новых торговых объектов и 17 объектов общепита, еще 324 субъекта воспользовались правом продажи алкоголя.

Недавно в МАРТ была создана рабочая группа по выработке предложений по совершенствованию торгового обслуживания на селе. Главный вопрос, стоящий на повестке дня, — неравномерное распределение по регионам и неполный охват территорий действием Указа № 345, а еще недостаточная осведомленность предпринимателей о преимуществах норм указа. По словам Артура Карповича, сейчас отрабатываются предложения о внесении изменений в документ в части распространения льгот на арендодателей объектов на территории сельской местности при использовании их в качестве торговых объектов и объектов общепита. К сожалению, в стране нет программы поддержки развития торговли и общественного питания в сельской местности, а доставка товаров автолавками на расстояние более 11 километров, как правило, является убыточной. Тарифы на электроэнергию для организаций торговли и общественного питания на селе выше, чем для организаций, оказывающих бытовые услуги. Вместе с тем на селе у нас проживает каждый пятый житель страны — 22 процента, или более 2 млн человек. Оно экономически менее привлекательно для торговли, но за последние три года число магазинов в провинции увеличилось на 5 процентов и составило 10,8 тысячи.

КСТАТИ

На пресс-конференции прозвучала еще и такая новость. В качестве эксперимента в отдельных районах страны собираются ограничить продажу алкоголя. Вот что сказал по этому поводу первый заместитель министра Артур Карпович:

— Вопрос обсуждался на уровне Правительства, принято решение провести на определенных территориях эксперимент — распространить ограничение на продажу алкоголя.

Эксперимент проведут для того, чтобы потом изучить, как это повлияет на сокращение уровня преступности и снижение криминальной обстановки в регионе.

— Конкретных районов я еще не видел, но что схема принята к исполнению, это да, — констатировал Артур Карпович.