Вы здесь

Продукция Калинковичского хлебозавода широко известна и востребована как в районе, так и за его пределами.

Сказанное подтверждают многочисленные дипломы и медали за победы и призовые места в различных профессиональных конкурсах среди предприятий пищевой промышленности.

Хлеб «Борок» с семечками, например, недавно стал лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь», а на специализированной выставке «Хлебное и кондитерское дело 2012» наш хлебозавод завоевал одну золотую и две серебряные медали «Гомельхлебпрома» за различные виды хлебной и кондитерской продукции.

Но не одними наградами, понятно, исчисляется работа предприятия – она слагается из будней, насыщенных кропотливой и трудоемкой работой. И далеко не всегда удается преодолевать преграды одним усилием – над многими проблемами приходится думать длительное время и терпеть неизбежные убытки. О заслугах и недостатках, о нюансах хлебопромышленного производства наш разговор с директором Калинковичского хлебозавода Любовью Мицкевич.

- Любовь Артемовна, расскажите, что собой представляет предприятие, которое вы возглавляете.

– Списочная численность работников предприятия 291 человек. Из них 225 заняты в производстве, а 66 – в сфере розничной торговли. Предприятие работает в две смены, осуществляя круглосуточный выпуск продукции. Отгрузка свежеиспеченных хлебобулочных и кондитерских изделий производится двумя рейсами (утром – с 4.00, днем – после 12.00).

- Каковы основные виды продукции завода и насколько широка география их поставок?

– Сама специфика производственной деятельности хлебозавода определяет основную группу выпускаемой продукции: хлеб и хлебобулочные изделия. Суточный объем производства названной продукции составляет в настоящее время 15 т, т.е. 95 % общего натурального объема выпуска. Параллельно с хлебопечением динамично развивается направление кондитерского производства. Ежедневно с экспедиции хлебозавода отгружается примерно полтонны сладкой кондитерской продукции. Хочу отметить, что география распространения изделий не замыкается лишь на Калинкович-ском районе. Поставка продукции по-прежнему осуществляется в Лельчицкий, Петриковский, Житкович-ский, Наровлянский и Октябрьский районы, а также в розничную сеть Мозыря и Гомеля. Достижением можно считать и то, что постепенно мы осваиваем столичные рынки Минска и Москвы – хотя пока это и не столь значительные поставки. В итоге 30 % производимой хлебозаводом хлебобулочной продукции вывозится за пределы нашего района, обеспечивая столь важное направление как экспорт.

- Каковы показатели работы за первые 4 месяца нынешнего года? Удается ли в полном объеме выполнять доведенные задания?

– Несмотря на снижение объема реализации хлебобулочной продукции по итогам 4 месяцев, хлебозаводу удалось обеспечить прирост объемов реализации кондитерской продукции на 6,6 %, обеспечить поступление выручки от реализации в сумме 23,4 млрд. рублей, что на 6,1 млрд. рублей (или на 35 %) выше аналогичного периода 2012 года. Прогнозируемый объем прибыли от реализации по итогам 4-х месяцев составит 1,4 млрд. рублей, что на 34,7 % (или на 365 млн. руб.) выше уровня прошлого года.

Новые установленные показатели: выручка и валовая добавленная стоимость на 1 работника значительно выше, установленных Минфином на 2013 год, и составляют соответственно 89,3 и 40,4 млн. рублей на одного работника.

Рентабельность продаж составит 6-6,1 %, т.е. будет сохранена на уровне 2012 года. Объем экспорта продукции составил 61,5 тыс. долл. США, темп роста по отношению к 2012 году – 120,3 % при прогнозном задании 116 %.

Темп роста производительности труда вырос до 167 %, что позволило обеспечить уровень средней зарплаты в апреле в сумме 4,7 млн. руб. на одного работника.

Хорошие результаты деятельности отмечаются и в ведомственной торговой сети хлебозавода. Объем розничного товарооборота составил 7 млрд. руб., темп роста – 136,5 % в действующих ценах и 111,3 % в сопоставимых при задании 109,5%. Рентабельность продаж в торговле – 0,2 %.

- Осваивает ли предприятие новые виды продукции и перспективно ли это направление?

– Особую актуальность для хлебозавода тема освоения новых видов продукции приобрела в 2011-2012 годах, когда стало очевидным, что с ужесточением конкуренции на хлебном рынке при сокращающейся численности населения рано или поздно возникнет проблема обеспечения занятости работников хлебозавода в условиях падения спроса на хлебобулочную продукцию.

В связи с этим в 2011 году был организован участок по производству тары из гофрированного картона для нужд филиалов РУП «Гомельхлебпром», а в апреле 2012 года был введен в эксплуатацию новый участок по производству импортозамещающей продукции – мармелада желейного с фирменным названием «Жуй-ка». Перспективы развития этих производств очевидны. Если в начале текущего года месячный объем выручки от реализации тары составлял 130 млн. рублей, то в апреле он составил 195 млн. рублей, а на май прогнозируется в объеме не менее 400 млн. руб.

«Жуй-ка» же обретет в мае новый современный облик в красочной фасовке, что обеспечит ему высокую конкурентоспособность и стабильные объемы продаж оптом. В целом же понятие «новые виды продукции» подразумевает работу предприятия в двух направлениях: внедрение новых технологических приемов и новых видов сырья с целью расширения ассортимента и улучшения качества уже выпускаемых групп или наименований продукции, и организацию выпуска принципиально новых групп (видов) продукции, ранее не выпускаемых на предприятии.

И в первом, и во втором направлениях хлебозаводом, начиная с 2003 года, сделан очень серьезный шаг. Были внедрены в производство самые передовые технологии хлебопечения на молочно-кислых термофильных заквасках и с применением хмелевых композиций, не имеющих аналогов в Гомельской и иных областях Беларуси.

Продолжение темы развития новых технологий получило в постоянно обновляемом ассортименте подовых ржано-пшеничных хлебов, пользующихся стабильным покупательским спросом у населения. Все более интенсивно внедряются новые рецептуры продукции, разработанные специалистами лаборатории хлебозавода, учитывающие и покупательские предпочтения, и особенности рынка сырья, и новшества рынка хлебной и кондитерской продукции. – Что делается на заводе по экономии и бережливости?

– Бережливость – важнейший фактор роста благосостояния народа. Наш коллектив всегда понимал социальную направленность выпускаемого нами продукта. С целью экономии ресурсов производства разрабатываются и внедряются мероприятия по экономии топлива и энергии, рациональному использованию упаковочных материалов, ужесточается контроль качества поступающего сырья и норм списания вспомогательных материалов. Значительную экономию хлебозавод получает со снижением удельного веса сырья импортного происхождения, чья цена напрямую зависит от колебаний курсов валют. На экономию работают и новые разработки рецептур, позволяющие произвести замену дорогих видов сырья на более дешевые.

Одним словом, все работники сегодня понимают важность снижения материало- и энергоемкости производства. Без сокращения затрат на материальную часть не будет и резервов для роста заработной платы.

- Как обстоят дела с модернизацией производства и насколько велика изношенность в целом хлебопроизводящих линий и транспорта?

– И по итогам I-го квартала, и по прогнозируемым итогам 5-ти месяцев хлебозавод обеспечивает выполнение утвержденного плана модернизации на 2013 год. При плане инвестиций в основной капитал в сумме 2,3 млрд. рублей за 5 месяцев фактически будет освоено 3,0 млрд. рублей. Всего в 2013 году инвестиции в производство составят не менее 3,5 млрд. рублей. Основные инвестиционные программы: развитие производства картонной тары, кондитерской продукции, расширение автопарка. Что же касается технического уровня производства и степени изношенности оборудования хлебозавода, то стоит отметить, что коэффициент обновления оборудования за 2012 год составил 33,8 %, в том числе, зданий и сооружений – 50,4 %, машин и оборудования – 27,5 %. Коэффициент износа основных производственных фондов составил всего 32,6 %.

В период с 2003 по 2012 год очень интенсивно обновлялось основное и вспомогательное производственное оборудование, вводились в эксплуатацию комплексные производственные (чешские, польские, итальянские, китайские) линии, печи и полуавтоматы. В настоящее время техническая оснащенность, эксплуатационные характеристики техники и оборудования хлебозавода достаточно высокого уровня.

Что же касается автопарка хлебозавода, то он ежегодно обновляется на 2-3 единицы. Однако этого недостаточно в условиях значительного радиуса регионов поставки, дробления крупных торговых организаций на мелкие, высокого износа техники в условиях ежедневной эксплуатации, высокого коэффициента выхода на линию. Еще 7 автомобилей эксплуатируются с 80-х годов – их необходимо заменить в самое ближайшее время.

- Как руководитель предприятия, задумываетесь ли вы об увеличении объемов производства? Целесообразно ли это, и будет ли способствовать получению наибольшей выгоды?

– Если бы хлебозавод смог увеличить объемы продаж хлебобулочной и кондитерской продукции на действующих рынках, то это, безусловно, принесло бы значительную прибыль и гарантировало бы выполнение всех доведенных заданий вышестоящей организацией без значительных инвестиций в производственный капитал. Однако, в настоящее время рынок предложений значительно более емкий и разнообразный, чем рынок спроса. Поэтому производственные предприятия всячески стараются внедриться на новые рынки товаров, сроки реализации которых позволяют товару продолжительное время присутствовать на прилавках, привлекая новых покупателей, обеспечивая дополнительные объемы продаж.

Хлебозаводы же ограничены в возможностях «внутреннего экспорта» по причине низких (до 4-х суток) сроков реализации хлебной продукции. Вывоз продукции на расстояние более 200 км для предприятий хлебопечения становится убыточным.

В связи с вышеизложенным, как руководитель, во главу угла я ставлю не столько объемы реализации, сколько качество продукта, сроки его реализации, привлекательность и удобство упаковки, широту ассортимента, рекламируемость и узнаваемость продукта (исключительно с положительной стороны).

Часто ловлю себя на мысли, что мы умеем производить хороший продукт, но еще не научились его продавать, представлять, делать его брендовым. А ведь это очень важные факторы формирования устойчивого покупательского спроса.

- Создается впечатление, что некоторые виды хлебных изделий предприятию невыгодны, т.к. обходятся дороже, чем продаются в магазинах.

– Да, такое явление имеется. Убыточным, например, является выпуск хлеба ржаного гомельского, относящегося к группе социальной продукции, реализуемой по предельно низким отпускным ценам. Цены на этот вид хлеба были увеличены Министерством экономики Республики Беларусь в течение 2012 г. в 5 этапов. Однако рост затрат производства значительно опережает темп прироста предельных отпускных цен на хлеб. В результате предельная цена продукта окупает лишь стоимость муки, сырья, упаковочных материалов и топливно-энергетических затрат, т. е. 66 % всех затрат производства данного вида, а оставшиеся 34 % приходится относить к собственным убыткам.

- Калинковичский хлебозавод – предприятие времен советской постройки. Не возникает ли в связи с этим необходимость реконструкции его в целом или хотя бы отдельных цехов? Удается ли вам вмещаться в занимаемое пространство?

– Да, главный корпус хлебозавода был введен в эксплуатацию в 1961 году, т.е. физический его возраст составляет 52 года, однако постройка выглядит значительно «моложе» своих лет. Специфика деятельности предприятия, выпускающего пищевые продукты, и внедренные в 2008-2009 годах системы контроля качества выпускаемой продукции ИСО – 9001, безопасности НАССР 14070 и охраны труда 18001 обязывают нас к постоянному обновлению помещений, инвентаря, оборудования, наглядной агитации, фасадов, крыш и вентиляции. Эта работа не является показателем излишеств, а просто олицетворяет собой своевременную необходимость.

Пожалуй, единственным (с организационно-технической точки зрения) «узким местом» хлебозавода является ограниченность площадей экспедиции хлебозавода, что снижает производительность труда рабочих участка экспедиции в период формирования сборок продукции. Особенно остро эта проблема встает в утренние часы загрузки. В потоке примерно 70-90 наименований ежедневно реализуемой хлебной и кондитерской продукции сложно контролировать качество отгрузки, а также комплектность сборки. Возникают проблемы деформации (замятости) изделий, повреждения целостности упаковки, нарушения графиков отгрузки и доставки продукции в торговую сеть. Все эти факторы, в свою очередь, в значительной мере ослабевают позиции хлебозавода.

Поэтому в ориентиры модернизации на 2013-2015 годы была включена программа реконструкции участка экспедиции с расширением сортировочных площадей и выдвижением погрузочной эстакады. Проект-схема нового участка уже согласована с генеральным директором РУП «Гомельхлебпром», а проектирование работ начнется в июне текущего года.

Источник: knews.by

Новости по теме:
Об этом на заседании Президиума Совмина о перспективах развития АПК сообщил премьер-министр Андрей Кобяков. "...
Об этом сообщил на заседании Миноблисполкома его председатель Семен Шапиро. Первое место среди других областей...
Такое мнение высказал премьер-министр Андрей Кобяков после посещения ОАО "Рыбхоз "Волма". Руководитель правительства...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-704
+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
+375 (29) 33 55 100
produkt.by@tut.by