Продукции малоритских хмелеводов нет сбыта, а пивзаводы ввозят хмель за валюту

Отечественное завоевание – белорусский хмель – становится никому не нужным.

В единственном в республике «хмелевом» регионе впервые не выплатили зарплату, склад забит до отказа. «Бизон» ищет рынки сбыта в России, оттуда же к нам едут желающие учиться. А вот пригодиться дома не совсем получается. В то же время белорусские пивзаводы закупают импортный хмель втридорога, когда есть все под боком.

Малоритскому предприятию «Бизон» в нынешнем году исполнилось 20 лет. Создавалось совместное предприятие совместно с партнерами из Германии. Интерес тогда проявили руководство и сотрудники научно-исследовательского института IFZ в Берлине и солодовенного завода в городе Ландсберг. А вот «расхлебывать» спустя два десятка лет работы приходится самим.

– Я впервые за 20 лет не выплатил вовремя людям зарплату, – делится неважным настроением директор «Бизона» Валерий Антонович. – Просил не на одном пивзаводе: ну возьмите еще тонну-две… Что вам стоит?.. У меня каждый день на переработку и сушку хмеля уходит тонна солярки, а это 9 миллионов рублей. Тем более что готовый хмель продаем только за белорусские рубли. В ответ на некоторых предприятиях предложили обращаться в… Норвегию или Данию, где наращивают объемы производства пива.

Это притом, что без хмеля любимый многими пенный напиток не приготовить. И дорогостоящий компонент завозят… из-за границы. Тратят на это валюту – 5-6 у. е. за килограмм. Свое же сырье пылится на складе.

Исключение составляет разве что белорусский пивной бренд «Крыніца». Для более тесного сотрудничества несколько лет назад под Малоритой создали даже специализированное предприятие «Белхмельагро», учредителями которого выступил названный пивкомбинат и фермерское хозяйство «Магнум-хмель». Вот и в этом году в Минск поставили около 40 тонн высококачественного хмеля. А что другие?

В ОАО «Брестское пиво» сообщили, что малоритский хмель используют в качестве сырья. А вот, например, для «Беловежского особого» завозят немецкий хмель… Существует система тендеров, в рамках которой учитывается главное – соотношение цены и качества.

Тем не менее, по словам директора «Бизона», малоритский хмель на 20-30 процентов дешевле импортного. Валерий Николаевич утверждает, что ОАО «Брестское пиво» почти до нуля снизило количество закупаемого белорусского «зеленого золота», как называют производители наш хмель. Что тому виной, можно только догадываться. Иные предприятия в Речице и Лиде либо прекратили свое существование, либо там правят бал иностранцы. Откуда туда поступает хмель – несложно догадаться. Вот и получается, что на словах ратуем за белорусское, а по сути, не ценим то, что имеем.

В минувший понедельник на предприятие «Бизон» приехали изучать опыт энтузиасты из Алтайского края Российской Федерации. Они нашли «Бизон» сами! Даже там вызвал интерес опыт наших хмелеводов… Руководство же «Бизона» ведет переговоры с российскими регионами, включая Чувашию, чтобы сбыть выращенную продукцию. Вот такой парадокс получается. Сам Валерий Антонович на днях собирается в командировку, чтобы более тесно обсудить все нюансы нового сотрудничества. Отступать некуда.

– Вся жизнь отдана этому предприятию, – делится собеседник. – Жалеть мне о начатом деле не приходится. За мной коллектив. Все эти годы мы работали слаженно и успешно. Закупали необходимую технику, приобрели современный чешский комбайн для переработки. Сырье превращаем в гранулы, можем фасовать нужным весом в вакуумную упаковку. Готовы выполнить любой договор. К сожалению, заказов от наших пивоваров нет.

Что касается сортов малоритского хмеля, то они тоже на уровне. Самые популярные – немецкие горькие «Магнум» и «Норден Бревер», ароматический сорт «Перле». «Бизон» располагает необходимым набором техники, имеется современная лаборатория, где хмель проходит проверку на наличие горьких веществ (альфакислот). На складе также созданы все условия для хранения, поддерживается нужная температура.

…В эти дни «Бизон» убирает хмель на последних метрах. Это венец годичной работы. Чтобы вырастить 6-8-метровые лианы, кропотливая работа начинается весной и продолжается круглый год. В общем-то, радоваться надо «дажынкам», но пока никак не получается. Директор пакует чемоданы в командировку за границу, отечественные же пивзаводы везут хмель из-за границы… И они никогда не встретятся?

Источник: vb.by