Вы здесь

Почему белорусское золото белого цвета

09.10.2019

Россия зарабатывает на продаже нефти, а Беларусь — на продуктах. Сейчас ее сельхозтовары едят в 88 странах. Первая среди них — Россия, за ней идут государства СНГ, Евросоюза, Израиль, Новая Зеландия, Люксембург, Канада, ОАЭ, Сингапур, США. Экспорт растет: только за полгода 2019-го наторговали на два миллиарда долларов. На два процента больше, чем за год до этого.

Фото: из интернета

МОЛОЧКА БОДРЯЧКОМ!

Больше всего Беларусь продает сыров и молока, которое называют белорусским «белым золотом». Страна — один из мировых лидеров по его производству на душу населения (первое за Новой Зеландией). В Синеокой молока в три раза больше, чем надо для внутреннего потребления.

Директор Института мясо-молочной промышленности НАН Беларуси Алексей Мелещеня поясняет, зачем республике столько:

Объемы производства формируются исходя из специализации сельского хозяйства страны, наличия мощностей по переработке, а также рынков сбыта. С учетом расширения географии экспорта планируется даже прирост производства.

В прошлом году на продаже молока страна заработала 15,4 миллиона долларов. Доходы от производства мясо-молочной продукции составляют 7,5 процента от ВВП республики.

Аграрный сектор — серьезная сторона нашей экономики. Мы и у себя торгуем отечественными продуктами. На 98 процентов молоко — отечественное. Остальное поставляем из России. Люди более склонны приобретать продукцию местного производителя. Ведь чем меньше «плечо доставки», тем ниже доля, а сами товары свежее, — рассказывает исполнительный директор Ассоциации розничных сетей в Беларуси Наталия Шаблинская.

ОТКУДА КРЕВЕТКИ? ИЗ МИНСКА, ВЕСТИМО

Республика поставляет в другие страны еще и угря, красную икру, ракообразных и креветок (на 18,5 миллионов долларов!), мидий и даже каракатиц с осьминогами. «Откуда там и морские деликатесы?» — спросите вы.

Экспорт рыбы из Беларуси связан прежде всего с глубокой переработкой закупаемого сырья из России, Норвегии, Бангладеш, Вьетнама и других стран. Доля РФ здесь самая высокая. Развивается в Беларуси и свое производство прудовой рыбы (карпа, сазана, толстолобика), а также форели и осетровых в закрытых рыбоводческих фермах, — поясняет Алексей Мелещеня.

А еще едут из республики за рубеж колбасы, сыры, сахар, кондитерские изделия, какао, мука, макароны, кускус, орехи, кетчуп, готовые супы, хлеб с сухарями, грибы, горох, фасоль, спаржа. И даже есть такая статья экспорта, как «кожура плодов», которую указал в отчете Белстат.

СНАЧАЛА СОСЕДИ, ПОТОМ КИТАЙ

Беларусь — в десятке мировых лидеров по урожаям картофеля. Самый что ни на есть белорусский продукт. Его жарят, варят, парят, пекут. А названия у них необычные: картофельная бабка, колдуны (клецки), пызы (картофельные шарики с мясом), таркованцы (котлеты из картошки).

В этом году Беларусь планирует заработать на экспорте «второго хлеба» около пятидесяти миллионов долларов, столько же было и в 2018-м. Среди импортеров семнадцать стран. Больше всего покупает снова Россия, дальше — Молдова, Украина, Сербия, Македония.

Президент Александр Лукашенко сказал о том, что нужно увеличивать объемы экспорта, но при этом в первую очередь думать о себе:

Прежде чем вытолкнуть картофель на внешние рынки, нужно для себя резервы в хранилище положить. Все остальное — пожалуйста, продавайте на внешних рынках, делайте рекламу. У нас молодцы ученые. Это чудо-картофель — новые сорта.

Примерно 80 — 90 процентов белорусского продовольственного экспорта идет в Россию. Это главный рынок сбыта. Самый любимый продукт из Синеокой у россиян — сыр. Он найдется для каждого любителя и кошелька.

В Беларуси производится больше двух сотен сортов, в том числе с плесенью и твердых типа пармезана. Только за первые три месяца года за рубеж продали больше шестидесяти тонн сыра и творога. Это больше, чем экспортировала родина сыров Швейцария.

На втором месте в гастрономическом топе россиян — белорусское сливочное масло, на третьем — мясо птицы.

Хорошо, что мы есть друг у друга и способны дополнять и умножать наши экономики, в том числе обеспечивая продовольственную безопасность. И дальше планируем увеличивать товарооборот, — подчеркнул Алексей Богданов.

Продажи в другие страны тоже растут: в этом году в списке экспортных направлений появилось несколько новых государств.

Один из интересных рынков сбыта — китайский. За шесть месяцев этого года в Поднебесную продали продуктов на 40,4 миллиона долларов. Лучше всего китайцы покупают мясо, поставки которого увеличились в 38 раз! (на 12,3 миллиона долларов). У молока тоже хорошие перспективы. Спрос растет вместе с ценами на него.

В планах на этот год продать сельхозпродукции за рубеж на 5,6 миллиарда долларов.

А при хорошей конъюнктуре рынка и достаточных объемах производства страна сможет подойти к шести миллиардам, — считает начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.

А КАК В РОССИИ?

Больше всего РФ экспортирует злаков и морепродуктов.

По данным Росстата, за первое полугодие 2019-го Россия продала за рубеж товаров на сумму 319 миллиардов долларов. В основном страна экспортирует нефть и газ. И все же постепенно их доля в продажах сокращается, а несырьевой экспорт, в том числе продовольственный, растет. Сейчас он занимает треть от всего внешнего сбыта. Но все равно доля продуктов здесь еще невелика: всего 5,8 процента.

В основном за рубеж поставляют злаки. Они составляют 36 процентов от российского продовольствия, идущего за рубеж. На втором месте — рыба. Преимущественно это мороженый минтай.

Спрос на товары и цены зависит от ситуации на внешнем рынке. Например, в этом году Россия в четыре раза увеличила поставки иностранцам репчатого лука. Страна стала одним из его крупнейших экспортеров. За полгода за рубеж отправили больше 45 тысяч тонн. А все потому, что в Европе из-за неурожая цены сильно подпрыгнули, и выгоднее оказалось покупать лук за границей. Основной страной российских поставок стала Сербия.

В прошлом году экспорт продукции аграрно-промышленного комплекса из России подрос на двадцать процентов, до 25 миллиардов долларов. Больше всего продуктов продали в Китай, Южную Корею, Нидерланды, Японию, Украину, Казахстан, Беларусь, Вьетнам, Египет, Иран, Турцию.

По оценкам экспертов, тенденция сохранится. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству через пять лет увеличить экспорт сельхозпродукции до 45 миллиардов долларов в год.

Алексей МЕЛЕЩЕНЯ, директор Института мясо-молочной промышленности НАН Беларуси:

При выходе на внешние рынки основная проблема для белорусских экспортеров — определенные отличия в требованиях к качественным характеристикам продукции, ее упаковке и маркировке, различия в системах ветеринарного и санитарного контроля сырья и готовой продукции. Есть причины, которые связаны с человеческим фактором (нарушения при заполнении сопроводительных документов, неполная информация о продукции и т. д.). Возникают разногласия в трактовке некоторых требований. Белорусские предприятия и надзорные органы оперативно выявляют причины и устраняют проблемы.

В последнее время участились случаи фальсификации белорусской продукции. Надеемся, что система прослеживаемости товаров от сырья до готовой продукции, которую вводят в ЕАЭС, позволит существенно снизить число таких неприятных историй.

Источник текста и графики: Союзное Вече

Новости по теме:
В аналитической записке российского «Союзмолока» в адрес Роспотребнадзора и Россельхознадзора отмечается, что июле-...
Россельхознадзор по Брянской и Смоленской областям сообщил о новых фактах нарушений со стороны белорусских...
10 октября Россельхознадзор остановил поставки продукции семи молочных предприятий Беларуси. Запрет распространяется...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
 

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.

*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.