Особенности проектирования холодильных систем на альтернативных хладагентах

В последние годы в терминологии холодильной отрасли вcе чаще применяется понятие «альтернативные хладагенты». Кто-то только начинает разбираться, что в него входит, а кто-то уже проектирует и запускает объекты на этих самых альтернативных хладагентах.

Особенно активно стала подниматься данная тема после 1 января 2019 года, когда вступила в силу Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу, добавляющая гидрофторуглероды (ГФУ) к списку веществ, вывод которых из обращения регулируется Монреальским протоколом. Поправка предполагает, что к 2036-му развитые страны сократят производство и потребление ГФУ до 15 % базового уровня 2011–2013 годов. В список ГФУ входят такие распространенные сейчас фреоны, как R404A, R507A, R134a, R410A, R407А/F и другие.

Как известно, ГФУ безопасны для стратосферного озона, но обладают значительным потенциалом глобального потепления (ПГП). Поэтому экологи всего мира бьют тревогу в связи с потеплением климата. Чем меньше у хладагента это значение, тем больше у него шансов оставаться в списке применяемых.

Сегодня холодоснабжение востребовано почти во всех областях народного хозяйства: в пищевой, и не только, промышленности, в торговле, сельском хозяйстве, строительстве, логистике и прочих областях. Большинство ныне применяемых хладагентов неминуемо попадут под запрет ввиду высокой степени ПГП. Поэтому очень важно уже сейчас детально изучать вопрос альтернативных хладагентов и постепенно переходить к условиям международных договоренностей, чтобы быть конкурентоспособными как в нашей стране, так и на мировых рынках.

Не существует единственного озонобезопасного хладагента с низким ПГП, который был бы безопасен, не горюч, высокоэффективен и мог использоваться во всех областях — от бытового кондиционирования до промышленного низкотемпературного охлаждения.

Стандартным решением для небольших и средних систем кондиционирования воздуха стал хладагент R410A — негорючий гидрофторуглерод с нулевой озоноразрушающей способностью и высоким ПГП, равным 1890 (для сравнения, у CO2 ПГП = 1). Идеальной замены для R410A не существует. В качестве его альтернативы получил распространение хладагент R32 (дифторметан, умеренно горючий гидрофторуглерод с ПГП, равным 675). Помимо большей экологической безопасности R32, он еще и выгоднее, чем R410A с точки зрения скорости расходования хладагента, так как обладает меньшими плотностью и вязкостью, хотя это же и усложняет работу с ним в плане качества сварных швов и контроля соединений.

При сравнении показателей работы на R410A и R32 производители систем кондиционирования заявляют об увеличении холодопроизводительности системы почти на 4 % (ввиду того, что теплопроводность у R32 лучше) и об уменьшении энергопотребления оборудования на 10 % на R32. Особенное достоинство R32 — он однокомпонентный фреон, а это очень удобно в эксплуатации. Также R32 относится к числу нетоксичных слабогорючих веществ. Температура его самовозгорания находится в пределах 648 оС. Фреон R32 обладает низкой скоростью горения и не воспламеняется в обычных условиях. Для воспламенения концентрация фреона R32 в воздухе должна находиться в пределах 13–19 %. Несмотря на это, работа с R32 требует соблюдения соответствующих мер безопасности. В первую очередь необходимо хорошо вентилировать рабочее помещение, изолировать углубления в полу от попадания и накапливания в них фреона, а также проверять отсутствие остатков R32 перед началом пайки холодильного контура.

Фреон R32 позиционируется как высокоэффективный и, при правильном использовании, абсолютно безопасный для экологии и здоровья человека хладагент, который значительно улучшает производительность работы систем кондиционирования. Все это касается кондиционирования — как бытового, так и промышленного, то есть относительно высоких по холодильным меркам температур. А что же грядет в области промышленного холодоснабжения, где широко использовался ГФУ R404A, но из-за высокого ПГП, равного 3922, этот хладагент неизбежно попадает под запрет?

В промышленном холодоснабжении есть несколько вариантов применения веществ для замены хладагентов, попадающих в список выводимых из обращения. Один из самых перспективных — переход на природные, как их сейчас называют, — альтернативные хладагенты. В каждом конкретном случае необходимо выбирать наиболее оптимальный и эффективный для объекта хладагент в зависимости от его свойств и рабочих температур системы.

Как показано в табл. 1, различия в выборе обусловлены свойствами хладагентов. В таблице приведено сравнение определяющих характеристик альтернативных хладагентов со свойствами R404A. Пустая ячейка табл. 1 означает отсутствие существенного отличия конкретной характеристики альтернативного хладагента от свойств R404A, который был выбран для наглядности.

 

В табл. 1: R744 — углекислота (CО2); R717 — аммиак; R32 — дифторметан (фреон); R1234ze — фторированный фреон семьи гидрофторолефинов (Solstice™ ze); R600a — изобутан; R290 и R1270 — пропан и пропен.

Про каждый из альтернативных хладагентов можно и нужно говорить отдельно. В статье подробнее рассмотрим варианты работы на СО2 (R744).

Характеристики диоксида углерода, на которые следует обратить внимание при проектировании холодильных систем

  1. Высокое рабочее давление (до 120 бар, практический предел — 140 бар) — это ключевое отличие диоксида углерода от привычных хладагентов. Соответственно все компоненты системы должны быть рассчитаны на проектные давления системы.
  2. Проектное давление холодильных систем на СO2 обычно определяется исходя из максимального рабочего и стояночного давлений системы, способа оттаивания испарителей, пиковых давлений и давления срабатывания предохранительных клапанов.

В зависимости от назначения и типа систем проектные давления CО2 могут изменяться в диапазоне от 40 до 140 бар. При этом в промышленном холоде используются субкритические системы, а в коммерческом популярны как субкритические, так и транскритические установки.

В каскадных субкритических коммерческих холодильных системах (например, ГФУ/CO2 — самый распространенный сейчас R134A/R744) диапазон проектных давлений составляет от 42 до 46 бap. B промышленном холоде каскадные системы (преимущественно NH3/CO2) имеют диапазон давлений от 40 до 52 бар в зависимости от способа оттаивания испарителей, а рабочее давление для контура CO2 — в пределах от 6 до 35 бар, что соответствует рабочему диапазону температур от минус 55 до 0 °С. Оттаивание испарителей с помощью горячих паров, как правило, повышает максимальное рабочее давление системы до 45 бар (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ключевых точек давления в системах на СО2

 

Схема каскадной системы, работающей при температуре, ниже критической, представлена на рис. 2, где: 1 — компрессор для систем на R744, как правило, аналогичен компрессору для систем на R410A (обычно работает при таком же давлении); 2 — теплообменник, R744 конденсируется в каскадном теплообменнике, передавая тепло испаряющемуся хладагенту верхней ступени (высокотемпературному контуру); 3 — высокотемпературный контур (верхняя ступень системы), представляет собой обычный холодильный агрегат, работающий на ГФУ, УВ или на R717, R744 также может использоваться в верхней ступени, в этом случае в течение некоторого времени он будет в сверхкритическом состоянии. Работа верхней ступени обычно регулируется по давлению в ресивере жидкого R744.

  Рис. 2. Каскадная система ГФУ/CO2, работающая при температуре, ниже критической

 

В типичной транскритической системе (рис. 3) большой производительности давление регулируется. На приведенной на рис. 3 схеме показан упрощенный контур такой системы, где: 1 — компрессор, представляет собой транскритический компрессор, предназначенный для работы под высоким давлением и на хладагентах, обладающих высокой удельной холодопроизводительностью; 2 — газовый охладитель, его конструкция напоминает конструкцию обычного конденсатора, при этом диаметр труб может быть меньше, и они должны выдерживать более высокое давление; 3 — редуцирующий клапан на выходе из газоохладителя, поддерживает давление в газоохладителе на оптимальном уровне (обычно 90 бар для транскритической системы, когда температура окружающей среды выше (21–25) оС); 4 — ресивер жидкого хладагента и соединенный с ним трубопровод (выделен зеленым цветом) находятся под средним давлением; 5 — газовый перепускной клапан, регулирующий давление ресивера, запитан на ресивер и поддерживает среднее давление на уровне, определенном разработчиком (обычно в диапазоне от 35 до 65 бар).

Рис. 3. Транскритическая система на СО2

 

В транскритических системах на CO2 пo проектному давлению можно выделить четыре составные части (участка): от линии нагнетания компрессоров до газоохладителя и клапана высокого давления — 120 бар (140 бар); ресивер и жидкостная линия — 90 бар (без охлаждения при остановке) или 60 бар (при наличии вспомогательной системы охлаждения); всасывающая магистраль среднетемпературного контура — 45 бар; всасывающая магистраль низкотемпературного контура — 35 бар.

Помимо вышеописанных схем, встречаются системы с вторичным контуром (где R744 используется как вторичный хладагент), а также транскритическая бустерная система.

  1. Еще одной важной характеристикой хладагента R744, отличающей его от других, является то, что, помимо более высокой области рабочих давлений, он имеет высокую тройную и низкую критические точки. Тройная точка CO2 (минус 56,6 °C; 5,2 бар) на практике связана с выпадением «сухого льда», это следует учитывать при монтаже и обслуживании системы. Учет критической точки CO2 (плюс 31,1 °C; 73,6 бap) важен как при обслуживании, так и при проектировании систем на диоксиде углерода.

4. Высокая удельная холодопроизводительность R744, в отличие от R404A, обусловливает меньшие габариты компрессоров и диаметров труб по сравнению с другими хладагентами. Как пример — компрессоры на R404A и на R744.

 

Рис. двигателя

 

У СО2 низкая вязкость, высокие плотность, теплоотдача и объемная производительность. Относительно малые потери давления и температурные напоры в трубопроводах и аппаратах позволяют повысить энергоэффективность систем на хладагенте CO2, a также снизить их массогабаритные характеристики.

  1. R744 — асфиксиант — может вызывать удушье при определенных концентрациях, но абсолютно неуловим человеческому обонянию, поэтому необходимо устанавливать стационарную систему определения утечек. Делают это на случай, если утечка хладагента в закрытом пространстве, например, в холодильной камере или в производственном помещении, достигнет концентрации, которая потребует срочной эвакуации. В машинных отделениях рекомендуется установка сигнализатора, срабатывающего при уровне 50 % ПДК/ПНК в соответствии с требованиями ГОСТ EN 378-1–2014. Это уровень, выше которого наступают неблагоприятные последствия в результате однократного или многократного воздействия в течение короткого промежутка времени.

Области применения хладагента R744: торговый и промышленный холод, тепловые насосы. В зависимости от назначения систем на R744, в них применяются различные давления (табл. 2).

Высокое давление R744 может привести к увеличению утечек. Для минимизации возможности утечек система соединительных трубопроводов и компоненты должны быть рассчитаны на максимально допустимое давление PS соответствующей части системы. Во многих случаях это потребует использования компонентов, которые отличаются от компонентов систем на ГФУ, а также более толстостенных медных или стальных труб. Соединения следует паять или сваривать и, по возможности, избегать механических соединений. Используемые клапаны Шредера должны быть рассчитаны на диапазон давления и температур, диоксид углерода и компрессорное масло.

В каскадных теплообменниках может возникнуть большой перепад температур между входом и выходом. Это способно вызвать термоудар, следствием которого может стать утечка хладагента, и это необходимо учитывать при выборе компонентов. Перепад температур можно снизить за счет уменьшения перегрева газа перед конденсатором.

Потери хладагента также возникают из-за проблем, связанных с предохранительными клапанами. Должна существовать достаточная разница между максимально допустимым давлением PS (и, следовательно, давлением срабатывания предохранительного клапана) и номинальным рабочим давлением в соответствующей части системы, что минимизирует сброс R744 через предохранительный клапан. Во многих системах даже небольшое увеличение рабочего давления приводит к сбросу хладагента через предохранительный клапан. Усугубляет ситуацию то, что давление R744 может расти очень быстро и достичь уровня давления срабатывания предохранительного клапана, прежде чем сработает реле высокого давления и произойдет отключение системы (как и в других системах, настройка реле высокого давления не должна превышать 90 % максимально допустимого давления PS).

При наличии нескольких сработок пружина предохранительного клапана ослабляется, давление срабатывания уменьшается, увеличивая частоту выпуска. В дополнение к этой проблеме утечки происходят, если предохранительный клапан не возвращается в исходное положение даже после одного выпуска.

В общих чертах мы рассмотрели особенности работы на альтернативном хладагенте R744. Он имеет как свои плюсы для экологии, так и особенности, которые накладывают дополнительные условиях на системы с его применением. Их необходимо знать и учитывать, начиная от проектирования с выбором схемы и подбором элементов и заканчивая монтажом и эксплуатацией. Особенно важны при работе с ним меры безопасности и понимание процесса с рабочими давлениями в каждой из веток системы.

В следующем номере рассмотрим некоторые другие альтернативные хладагенты. Сможем сравнить особенности каждого из веществ, чтобы представлять диапазон его работы и целесообразность применения на объектах.

Марина МАРЧЕНКО,
главный специалист по разделу «Холодоснабжение»,
индивидуальный предприниматель
+375 (29) 104-02-03, Proekt.holod@gmail.com

Источник: журнал «Микроклимат и холод»