Общественное мнение об искусственном мясе

В ближайшее время ученые смогут производить мясо напрямую из клеток животных в лабораторных условиях. Но будущее технологии, способной изменить мир, во много зависит от общественного мнения, пишет agroxxi.ru со ссылкой на frontiersin.org.



Культивированное мясо получают из растущих животных клеток in vitro, а не как часть живого сельхозскота. Эта технология имеет потенциал для решения ряда основных этических и экологических проблем, связанных с традиционным производством мяса.

В статье «Frontiers in Nutrition» ученые предупреждают, что наиболее распространенная в СМИ презентация культивируемого мяса — как «высокотехнологичное» новшество — является наименее эффективной в получении потребительского признания.

«На свободном рынке этот потенциал может быть реализован только через потребительский спрос. Но сейчас опросы показывают нерешительность респондентов в отношении принятия таких продуктов ввиду их кажущейся "неестественности". Люди думают, что это может привести к проблемам с безопасностью пищевых продуктов», — говорит ведущий автор статьи Кристофер Брайант из Университета Бата, опасаясь, что лабораторное мясо повторит путь технологии такого же масштаба — ГМО-культур.

Аналитические исследования показали, что освещение в СМИ генетически модифицированных пищевых продуктов оказало значительное негативное влияние на восприятие технологии у простых потребителей.

«Поскольку до сих пор большинство людей почти ничего не слышали о культивируемом мясе, — утверждает Брайант, — это критический момент для оценки того, как люди воспримут инновацию».

Вместе с доктором Кортни Диллардом из Портлендского государственного университета Брайант подготовил опросник на тему, как вы относитесь к культивируемому мясу, задавая этот вопрос в трех вариантах: (а) инновация, приносящая пользу обществу, (б) развитие высоких технологий, (в) продукт, который очень похож на привычное мясо.

В опросе приняли участие 480 взрослых американцев, широко представляющих страну в целом по возрасту, полу, географическому распределению и рациону питания (88% были мясоедами). Каждому участнику платили по 0,50 долларов США за уделенное время.

«Мы обнаружили, что те, кто сталкивается с культивируемым мясом в контексте "высоких технологий", гораздо более негативно относятся к этому продукту и вряд ли будут его потреблять. Они с наименьшей вероятностью считали лабораторное мясо безопасным, здоровым или экологически чистым, в то время как те, кто комментировал первый и третий пункт, не увидели в лабораторном мясе ничего подозрительного — 64,6% хотели бы попробовать культивируемое мясо», — сообщает Брайант.

Мужчины в среднем более позитивно относились к культивируемому мясу, чем женщины, но их беспокоила дороговизна продукта.

Возраст также был фактором, влияющим на отношение к продукту. Молодые люди, как правило, придерживались более позитивных взглядов, чем пожилые. Исключение составила возрастная группа старше 56 лет — они с готовностью согласились бы поэкспериментировать.

Вегетарианцы/веганы, хоть и одобряли лабораторное мясо, были значительно менее склонны к его употреблению, чем мясоеды, и отдали бы предпочтение альтернативам на чисто растительной основе.

«К сожалению, культивированное мясо, которое СМИ подает под соусом «высоких технологий» или вообще называется «мясо из пробирки», часто сопровождается фотографиями научной тематики, например, чашка Петри в лаборатории. Это может спровоцировать более предвзятое отношение к продукту, чем если бы читатели видели просто «мясные снимки», пояснил ученый. Он упомянул, что недавние исследования эффективности создания статейных материалов подтвердили важную роль изображений, особенно с точки зрения эмоционального влияния.

«Мы бы хотели уйти от ярлыка "выращенное в лаборатории". Ведь в будущем, такое мясо будет производиться не в лаборатории, а на пищевых заводах, как другие мясные альтернативы и просто продукты питания», — говорит специалист Натали Рубио из Университета Тафтса.

«Наше предложение для средств массовой информации и стартапов состоит в том, чтобы нормализовать не только название, но и всю цепочку восприятия мяса на клеточной основе с упором на то, что оно имеет тот же вкус и тот же состав, как и мясо, получаемое с традиционных ферм», сказала она.