"Оболонь" хлебнула новой технологии

"Оболонь" является единственным из пятерки крупнейших производителей пива, который сокращает производство и продажи.

По итогам полугодия компания уменьшила выпуск пива на 9,5%, а его доля в продажах по итогам пяти месяцев снизилась с начала года на 2,5 п. п., до 24%. "Оболонь" сократила производство во время перехода на новую технологию, но рассчитывает уже в ближайшие месяцы восстановить позиции, сообщает Belbeer.com.

При росте производства пива в Украине на 2,7% в первом полугодии показатели компании "Оболонь" – единственной из крупнейших игроков рынка – снизились на 9,5%, до 42,8 млн дал, сообщили в ассоциации "Укрпиво" на основании данных компаний и Госстата. Продажи на внутреннем рынке также падают – по итогам 2010 года доля компании составляла 26,5%, а уже в мае этого года – 24% (см. таблицу). Компания по-прежнему сохраняет второе место по производству и третье по продажам, но отставание от нее "'Славутич' Carlsberg group" стремительно сокращается – последняя увеличила производство на 6,7%, до 40 млн дал. Лидер рынка "САН ИнБев" также нарастил выпуск – на 4,6%, до 53 млн дал. А самые высокие темпы у "Миллер Брендз Украина" – плюс 86%, до 7,7 млн дал.

В "Оболони" объясняют, что снизили выпуск во время перехода на новую технологию производства. В компании решили уменьшить пастеризацию пива. "Перед запуском нового оборудования нам необходимо было продать остатки 'Оболонь Светлое' и 'Оболонь Премиум' старого выпуска,– говорит заместитель директора по маркетингу "Оболони" Максим Кушнир.– Мы начали добавлять в пиво рис и ароматный хмель, изменили дизайн бутылки и этикетки". По его словам, сокращение объемов производства было сознательным решением компании. В "Оболони" рассчитывают восстановить продажи уже в ближайшие месяцы. Действительно, наибольшее падение выпуска продукции наблюдалось в I квартале (3 млн дал в январе, 4 млн дал в феврале), после чего производство начало восстанавливаться. Продажи просели в апреле (доля – 24,4%) и мае (24%).

На объеме выпуска пива "Оболонь" мог отразиться и запрет на экспорт украинского пива в Белоруссию в начале года, считает аналитик ИК "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко. За первые три месяца этого года, согласно данным Государственной службы статистики, экспорт в Белоруссию составил 0,5 млн дал, что почти в четыре раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1,9 млн дал). "'Оболонь' по итогам 2010 года была крупнейшим экспортером (79% экспорта пива, 23,7 млн дал), поэтому запрет ударил по компании сильнее, чем по другим компаниям",– подчеркнул он.

Сейчас компания активно перестраивает свой бизнес, отмечает господин Андрейченко. "До сих пор 'Оболонь' недостаточно активно развивала линейку брендов, поэтому потребитель стал терять к ее продукции интерес",– говорит эксперт. Но в 2010 году компания вывела бренд Zibert, который быстро набрал долю рынка (6,3% по итогам 2010 года, данные AC Nielsen). Аналогичная ситуация с "Жигулевским" (2,9% рынка в мае 2011 года). Но доля бренда "Оболонь" в портфеле компании по-прежнему доминирующая: по данным AC Nielsen, в 2010 году она занимала 17,7% всего внутреннего рынка при доли всей компании в 26,5%. Кроме того, в этом году "Оболонь" начала производство пива Carling по лицензии британской компании Molson Coors Brewing. "Компания выделяет значительные средства на маркетинговую поддержку Carling – ТМ стала спонсором футбольной команды 'Оболонь' и музыкального фестиваля Global Gathering",– отмечает господин Андрейченко. По его мнению, Carling выпущено в противовес маркам Carlsberg и Stella Artois в сегменте супер-премиум.