Российский рынок сыра после эмбарго: рост производства пошел на спад

Введение ограничений на ввоз продовольствия, в том числе молочной продукции, дало стимул для увеличения выпуска сыра внутри страны. Но после прорывного роста в 18% по итогам 2015 года темпы прибавки объемов стали уменьшаться. Что ограничивает развитие рынка и каковы его ближайшие перспективы, рассказывает в эксклюзивном материале руководитель исследовательской компании Текарт Евгения Пармухина. Статья написана специально для «Агроинвестора» на основе маркетингового исследования российского рынка сыров. Материал будет интересен и читателям «Продукт.BY».

Российский рынок сыров переживает непростые времена. Дефицит сырья, отсутствие технологий, слабый рубль, недобросовестная конкуренция, снижение покупательной способности населения — в таких условиях вынуждены существовать отечественные производители сыров. Развитие российской сырной отрасли можно условно разделить на до- и послесанкционный период.

Более 50% сыра было импортным

До введения Западом санкций и ответных российских мер отечественный рынок сыров был довольно стабильным: потребление планомерно увеличивалось вместе с ростом благосостояния населения. Так, в 2013 году, то есть в последний досанкционный год, потребление сыра выросло на 2,7% по отношению к 2012-му, достигнув 850,5 тыс. т. Из этого объема немногим более 48% приходилось на продукцию российских производителей. Остальной спрос удовлетворялся за счет импортных поставок. На тот момент наша страна занимала первое место в мире по объему импорта сыра, ежегодно закупая за рубежом свыше 400 тыс. т, опережая Японию (более 230 тыс. т) и США (свыше 150 тыс. т), занимавших второе и третье места.

Структура ввоза до 2014 года была довольно стабильной. Сыры поставлялись из более чем 30 государств. Около 60% закупали в Европе, в частности во Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Греции, Норвегии, Финляндии, Литве, Польше и других, а также в странах СНГ, где около 25% поставок приходилось на Белоруссию, до 10% — на Украину.

Среди основных причин столь сильной зависимости российского рынка сыра от импорта можно назвать долгий период упадка сельского хозяйства в стране и, как следствие, серьезную нехватку сырья, вызванную критическим состоянием молочного животноводства. Размер молочного стада за последние 10 лет сократился на 25%, достигнув в третьем квартале 2016 года 2,78 млн коров. Производство молока в этот период существенно не увеличилось и остается на уровне примерно 30 млн т во всех хозяйствах, в том числе 14 млн т — у сельхозорганизаций. В России давно существует дефицит молока: производится не более 60−65% от объема потребления.

В августе 2014 года был введен действующий до сих пор запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции и сырья, а также продовольствия, из государств, которые поддержали введение политических и экономических санкций в отношении нашей страны — из ЕС, Австралии, Норвегии, Канады и США. Среди продуктов, попавших под эмбарго, оказался и сыр. По мнению российского правительства, запрет на импорт должен был подстегнуть развитие собственного производства.

Сразу после ввода санкций потребители стали скупать импортный сыр, цены на который тут же начали расти. По итогам 2014 года российский рынок сыра уменьшился на 9,3% — до 771 тыс. т, доля зарубежной продукции сократилась до 48,3%. В полной мере последствия эмбарго стали заметны только в начале 2015-го, когда магазины окончательно распродали остатки импорта. Цены повышались на фоне нестабильной макроэкономической ситуации и ослабления рубля, российские производители еще не определились, что и из чего они станут производить, а розничные сети — что и у кого закупать. До введения санкций около 70% импорта шло из стран, попавших под ограничения. Ситуация усугублялась тем, что около 70% зарубежной продукции приходилось на полутвердые сыры эмментальской группы (Маасдам, Гауда, Тильзитер, Эдам, Ольтермани и другие), большая часть которых — сыры массового спроса и в России никогда не производились.

Начали замещать

Российские компании стали наращивать объемы производства, однако этот процесс тормозила и тормозит нехватка сырья, оборудования и технологий. При всем желании отечественным сыроваренным заводам не удается наладить работу, чтобы никак не зависеть от импорта. Так, из-за неразвитости машиностроительной отрасли для выпуска российских сыров используется европейское оборудование, которое покупается за валюту или берется в лизинг, тоже валютный. Кроме того, часть ингредиентов, в том числе закваски, обычно закупаются за границей. Для производства молока-сырья также часто используется импортное оборудование, скот, кормовые ингредиенты. Слабый рубль и скачки валютного курса вынуждают участников рынка поднимать цены, что делает их продукцию менее доступной для потребителя, а это в итоге тормозит развитие рынка.

Несмотря на все трудности, в 2015 году внутреннее производство сыра выросло на 18% в натуральном выражении к уровню 2014-го и на 35% — к 2013-му, достигнув 588,7 тыс. т. Доля российской продукции на рынке оценивалась в 73,1%. Особенно впечатляющими темпами увеличивалось производство твердых и полутвердых сыров самых популярных категорий — Костромской, Пошехонский, Российский: на 34% за 2015 год. В прошлом году позитивная динамика сохранилась: за первое полугодие 2016-го выпуск увеличился на 6,82% по отношению к первому полугодию 2015 года. В целом внутреннее потребление сыров, по расчетам Текарт, оценивалось в 772 тыс. т, в первом полугодии 2016 года — в 386,9 тыс. т.

Почти за 2,5 года, прошедших после введения продэмбарго, ассортимент российских сыров в стране значительно расширился. Появились частные сыроварни, которые производят элитные сорта сыра, правда, в ограниченном объеме, который существенно не влияет на рынок в целом. В массовом производстве ассортимент также заметно увеличился, но качество сырной полки остается ниже, чем в досанкционный период. Это связано с тем, что многие европейские сыры, которые были привычными для россиян, по разным причинам очень сложно копировать: это и технологии, и даже состав трав на пастбищах. К таким сырам можно отнести Маасдам, Бри, Камамбер, Пармезан и другие региональные специалитеты.

Несмотря на существенный рост числа компаний-производителей, лидерство на рынке по-прежнему принадлежит крупнейшим молочным заводам, у которых есть доступ к сырью и возможность выпускать массовый продукт по доступной цене. Всего в России более 500 предприятий, делающих твердые и жирные сыры, и около 200 — плавленые. Основные игроки работают в Центральном, Центрально-Черноземном, Поволжском и Уральском регионах. Среди крупнейших производителей твердых и мягких сыров можно выделить компании ТНВ Сыр Стародубский (Брянская область), Можгасыр (Удмуртия), сыркомбинат Калининский (Краснодарский край), Вамин Татарстан (Татарстан). Крупнейшими производителями плавленых сыров являются Хохланд Русланд (Московская область), Валио (Москва и Московская область), Московский завод плавленых сыров Карат, Янтарь и РостАгроКомплекс (Московская область).

Конкуренция в отрасли сохраняется

Сейчас основную конкуренцию российским сыроделам составляют белорусские компании. Среди их несомненных преимуществ — развитая сырьевая база и налаженное производство, что позволило быстро нарастить объемы выпуска и существенно увеличить отгрузки в нашу страну. На сегодняшний момент 80% импорта сыров и творога приходится на Беларусь. Кроме того, около 5% ввозится из Казахстана. Среди стран вне ТС наибольший объем импорта приходится на Аргентину, Сербию, Украину и Уругвай. Всего же по итогам 2015 года объем поставок сыров и творога в нашу страну составил 208,1 тыс. т, что на 29,6% ниже, чем в 2014-м. На молодые сыры и творог пришлось 25,3% импорта, этот сегмент сократился меньше, чем другие.

В первом полугодии 2016-го ввоз сыров увеличился на 15,7% относительно аналогичного периода 2015-го. Основной причиной стала стабилизация ситуации: белорусские производители и новые партнеры настроили производство и поставки с учетом России. Особенно вырос сегмент молодого сыра и творога — на 36,6%. Наиболее активно экспорт в нашу страну наращивали Белоруссия (на 26%), Сербия (на 35%) и Уругвай (на 46%). Получается, что, несмотря на эмбарго, российским предприятиям есть с кем конкурировать. Ситуация осложняется сокращением доходов населения и существенным повышением объема контрафакта.

За последние пять-шесть лет рост цен на сыр превышал инфляцию, в этот период средняя цена прибавила примерно 60% до 428,8 руб./кг в 2016-м. Общая инфляция в России в 2015 году составила около 13%, а сыр подорожал на 18%. В ушедшем году цены продолжили увеличиваться.

Естественно, при повышении стоимости продуктов питания и сокращении доходов населения спрос стремится в эконом-сегмент, что создает почву для недобросовестной конкуренции. В 2015 году Россельхознадзор оценил масштабы фальсификата на рынке сыра в 80%. Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) тогда высказал сомнение в обоснованности данных ведомства, говоря о доле в 20−25%. Союзмолоко связывает основную часть нарушений не с фальсификатом, а с некорректной маркировкой продукции при использовании жиров немолочного происхождения. В любом случае, некачественной продукции на российском рынке сыров сейчас очень много.

Рынок будет расти

Ближайшее будущее российского рынка сыров зависит от влияния двух факторов противоположного действия. С одной стороны, его развитию способствует действие продэмбарго, с другой — в России наблюдается нехватка молока-сырья, что не позволяет отечественным производителям эффективно наращивать объемы выпуска.

В отечественной молочной отрасли сформировались следующие тенденции. Во-первых, дефицит сырого молока и обоснованное отсутствие возможности увеличения надоев в краткосрочный период, стагнация производства, сокращение стада коров, значительный удельный вес низкотоварных хозяйств населения в производстве сырья. Во-вторых, инвестиционная активность сохраняется на низком уровне на фоне неприемлемой стоимости кредитов, а также сравнительно невысокой инвестиционной привлекательности молочного скотоводства из-за длительных сроков окупаемости вложений. Продолжает оказывать влияние и снижение доходности производителей и переработчиков молока в связи с повышением себестоимости после девальвации национальной валюты. Также негативно воздействуют увеличение активности на российском рынке традиционного партнера — Беларуси, рост доли фальсификата, а также снижение потребительского спроса.

Под влиянием перечисленных тенденций и факторов при сохранении стабильной экономической ситуации в стране российский рынок сыров продолжит рост, в основном за счет развития внутреннего производства и появления новых иностранных партнеров. По предварительной оценке Текарт, в 2016 году рынок сыра вырос примерно на 6%. В последующие годы увеличение будет идти в пределах 5,5−7%. В этом случае уже в 2017-м российский рынок сыров может вернуться к досанкционным объемам потребления, а к 2020 году — превысит миллион тонн.

Подавляющий объем рынка будет формировать продукция российских и белорусских производителей. Среди отечественных предприятий лидерами останутся крупные холдинговые структуры, имеющие доступ к сырью. Нехватка молока-сырья будет препятствовать выходу на рынок новых компаний. Согласно официальным позитивным прогнозам, в 2017 году уровень жизни населения повысится, чему будет способствовать прирост во многих отраслях экономики. Увеличение реальных располагаемых доходов населения приведет к увеличению розничной торговли в целом и сегмента сыров в частности. Однако Текарт придерживается более сдержанной оценки и прогнозирует постепенное улучшение экономической ситуации и благосостояния населения.