О рабочей встрече руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта с операторами рынка товаров, поднадзорных государственной ветеринарной службе

В беседе приняли участие заместитель руководителя Россельхознадзора, главный ветеринарный инспектор России Евгений Непоклонов, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, исполнительный директор «Рыбного Союза» Сергей Гудков, исполнительный директор Северо-Западной мясной ассоциации Дмитрий Поздняков, руководство Дальневосточной мясной ассоциации, Ассоциации мясопроизводителей Калининградской области, Ассоциации производителей натуральной кишечной оболочки, Ассоциации добытчиков минтая, крупных отечественных мясо- и рыбоперерабатывающих предприятий, ответственные сотрудники центрального аппарата Россельхознадзора.

Открывая встречу, Сергей Данкверт обратил внимание на важность поддержания постоянного диалога представителей отечественных деловых кругов и органов государственной власти. Такой диалог становится особенно важен в периоды изменений в доступности к тем или иным рынкам. В настоящее время, в связи с принятием Россией ответных мер на введенные по отношению к ней санкции, существенно изменилась география поставок на российский рынок мясной, рыбной и молочной продукции.

Для предотвращения резкого скачка цен Россельхознадзор провел срочные переговоры и консультации с ветеринарными службами стран-поставщиков поднадзорной продукции, что позволило возобновить поставки с половины предприятий, ранее поставлявших продукцию в Россию, но временно лишенных этого права до устранения недостатков, а также открыть поставки с новых предприятий, способных в полной мере исполнять требования России и Таможенного союза, под гарантии ветеринарной службы страны-поставщика.

Вместе с тем, возникли проблемы контрабандной поставки поднадзорной продукции из стран Евросоюза – в основном путем так называемого ложного транзита через территорию России. Положение осложняется и юридической непроработанностью вопроса о размещении контрольных постов на административной границе России с другими государствами Таможенного союза, а также многочисленностью пересекающих границу дорог, включая проселочные. При выгрузке незаконно ввезенной продукции производится ее перемаркировка и легализация на уровне ветеринарных служб отдельных субъектов Федерации. Есть правовые проблемы и с утилизацией изъятой контрабандной продукции. Такая продукция, будучи продукцией неизвестного происхождения, является угрозой как для здоровья потребителя, так и для биологической безопасности страны. О сложности и масштабности проблемы свидетельствует появление нового термина – «партизанское сырье».

Сложившаяся ситуация убедительно показывает настоятельную необходимость скорейшего введения единых правил ввоза и транзита поднадзорной продукции на всей территории Таможенного союза, а также единой электронной системы ее ветеринарной сертификации и прослеживания.

Незаконные поставки поднадзорной продукции из Евросоюза осуществляются в сопровождении поддельных товаросопроводительных документов, включая ветеринарные сертификаты. Перемещение крупных товарных партий такой продукции не отслеживается компетентными органами Еврокомиссии, никакие меры по пресечению незаконной деятельности на территории Евросоюза ими не предпринимаются.

Сергей Данкверт также обратил внимание на изменение географии поставок поднадзорной продукции – этот фактор окажет существенное влияние на особенности российского рынка и после отмены Россией ответных экономических санкций. Он также подробно остановился на возможности и особенностях поставки говядины из Индии, ЮАР, Намибии и Монголии, свинины – из Китая, Таиланда и Индонезии, мяса птицы – из Турции и Ирана, а также увеличения экспорта мяса из стран Латинской Америки.

Говоря о поставках мясной продукции с территории Белоруссии, Сергей Данкверт заметил, что российские эксперты полагают, что выявление генома вируса африканской чумы свиней в продукции пяти белорусских мясоперерабатывающих предприятий свидетельствует о том, что во время вспышек заболевания мясо, полученное при убое инфицированных животных не уничтожалось, а закладывалось в промышленные холодильники для хранения для последующей промышленной переработки. Вызывает у эпизоотологов сомнения и официальная статистика вспышек АЧС на территории Белоруссии, где отмечено лишь два случая, тогда как в Польше и странах Балтии в этом году зарегистрировано 189 вспышек. Вызывает озабоченность Россельхознадзора и то обстоятельство, что белорусские мясоперерабатывающие предприятия для выработки продукции для российского рынка используют сырье зарубежных предприятий, не имеющих права поставки на российский рынок.

При обсуждении проблем, возникших с появлением дефицита фарша сурими на российском рынке, Сергей Данкверт заверил представителей рыбной отрасли в готовности Россельхознадзора рассмотреть возможность его поставки с конкретных зарубежных предприятий. Окажет Россельхознадзор помощь отрасли и в организации поставок российской трески на бразильский рынок, и импорта морской продукции из Мексики и ряда других стран мира.

В контексте проблемы обеспечения высокого уровня безопасности пищевой продукции при организации ее поставок с новых рынков, Сергей Данкверт особо отметил роль российских отраслевых объединений, заинтересованных в стабильности и долговременности таких поставок, и активно работающих с отраслевыми организациями стран-импортеров по обеспечению соответствия продукции, предназначенной для российского рынка, нормам и требованиям, предусмотренным законодательством России и Таможенного союза.

Источник: www.fsvps.ru