Евросоюз советских республик

Минэкономики РФ 16 ноября начинает публичное обсуждение будущего госрегулирования в Едином экономическом пространстве (ЕЭП).

Тексты 11 проектов соглашений ЕЭП, которое должно быть создано в 2012 году, показывают, что "единая экономика" России, Беларуси и Казахстана будет создаваться по принципам не столько СССР, сколько Евросоюза, информирует "Коммерсантъ".

Завтра Минэкономики России обсудит с РСПП инициативы по унификации экономической политики создающегося на базе Таможенного союза (ТС) Единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана. Пакет из 11 проектов межправительственных соглашений опубликован ведомством на прошедшей неделе. Соглашения по ЕЭП к концу 2010 года предполагается подписать с тем, чтобы они вступили в силу с января 2011 года.

В целом 11 проектов договоров предполагают значительно более широкий уровень интеграции госуправления экономиками РФ, Беларуси и Казахстана, нежели оценивалось ранее. Проекты "экономической конституции" ЕС в ряде случаев существенно либеральнее, чем национальные законодательства. Комиссия Таможенного союза в случае подписания документов имеет все шансы с 2012 года стать для ЕЭП полным аналогом Еврокомиссии для ЕС – "переходного периода" для ее работы не предусматривается, единственным существенным отличием схемы работы ЕЭП от ЕС является, исходя из соглашений, сравнительно низкая роль парламентов трех стран в работе союза.

Исходя из данных Минэкономики, обсуждение документов идет крайне активно. Часть документов, как, например, проект соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, содержит пометку "консолидированный проект, подготовлен российской стороной, в трехстороннем формате не обсуждался", часть же, как соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах-участниках ЕЭП, содержит информацию о разногласиях сторон – обсуждение его пунктов на национальном уровне проведено. Все документы приводятся по состоянию на 8 ноября 2010 года.

Наиболее радикально соглашение о координации макроэкономической политики: с 2012 года участники ЕЭП берут на себя обязательства ограничить дефицит бюджета 3% ВВП, госдолг – 50% ВВП, уровень инфляции – 5% участника ЕЭП с наименьшим годовым показателем. Это жестче правил Европейского валютного союза, предполагается возможность отклонения от правил с согласованием со странами-партнерами. Проект предлагает ежегодное согласование курсовой политики по нацвалютам и ключевых макроэкономических показателей.

В соглашении о валютной политике (подписывается правительствами и нацбанками ЕЭП) декларируются намерения по "постепенному" устранению валютных ограничений, согласованию подходов к счетам нерезидентов в ЕЭП и резидентов ЕЭП в третьих странах и определению согласованного перечня операций, освобожденных от валютных ограничений. Возврат валютной выручки будет осуществляться по единым правилам, но непременно в страну происхождения товара – превращать ЕЭП в единого экспортера не планируется. У любого участника соглашения сохранится "в исключительных случаях" право вводить валютные ограничения на срок не более года – например, если либерализация "может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации" или "ущерб интересам безопасности", а также в случае схлопывания платежного баланса с угрозой снижения резервов ниже допустимого уровня. Единственное возражение к документу поступило от казахской стороны, предложившей исключить из соглашения "создание условий" для размещения валютных активов центробанков ЕЭП в национальные валюты и государственные ценные бумаги его участников.

Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в ЕЭП более рамочное – оно предполагает гармонизацию профильного законодательства. Столь же декларативно соглашение о торговле услугами и инвестициях, но однако оно устанавливает ограничения во внутренней экономполитике в этой сфере. Проект обсуждается достаточно тяжело: так, предложением неизвестной стороны (по данным "Ъ", РФ, в тексте это не указано) является введение в соглашение графика снижения доли госучастия в национальной экономике по секторам обработки, торговли, транспорта и связи, сельского хозяйства, финуслуг и строительства (конкретные проценты пока не указаны)

Ключевым и самым спорным (по числу оспариваемых тремя сторонами позиций) является проект Единых правил предоставления промышленных субсидий. Он вводит понятие "запрещенной субсидии", в числе которых, например, внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортеров, налоговые льготы экспортерам, субсидирование ставок экспортных кредитов, занижение цен на энергоносители для экспортных отраслей. Проект предусматривает изъятие сумм полученных субсидий в пользу пострадавшей стороны. По данным "Ъ", соглашение активно отстаивается Казахстаном, у Беларуси множество возражений по документу.

Разделить трудовых мигрантов ЕЭП на "своих" и "чужих" призван комплект из проектов двух соглашений – "О сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции" и "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей". В целом проекты освобождают "внутренних" трудовых мигрантов ЕЭП от ограничений, применяемых к "внешним", привлечение таких мигрантов осуществляется "без учета ограничений по защите национального рынка труда", но с национальными изъятиями.

Соглашение о единых правилах господдержки сельского хозяйства разделяет эти меры на три типа – "не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю" ЕЭП, "оказывающие искажающее воздействие" и "в наибольшей степени искажающие взаимную торговлю" – последние предлагается не применять. Согласно приложению 4 к документу, предлагается отказаться от прямых экспортных субсидий, продаж государствами "некоммерческих запасов сельхозтоваров" по ценам ниже рыночных на рынке партнера, снижения экспортных тарифов. Уровень прочей госагроподдержки не должен превышать 10% валовой стоимости агропроизводства в стране.

Самым "отложенным" по срокам в опубликованном Минэкономики пакете является проект соглашения о государственных (муниципальных) закупках. Документ, предполагающий предоставление каждой из стран национального режима поставщикам из государств ЕЭП, потребует сначала запуска белорусской системы электронных госзакупок (с 2013 года), а затем развертывания аналогичной системы в Казахстане (2017 год). Изъятия из-под действия соглашения можно будет вводить на срок не более двух лет, у КТС останется право накладывать вето на ввод таких мер. Наконец, представленный проект соглашения о единых принципах и правилах конкуренции в ЕЭП предполагает создание в течение года с его подписания подведомственного КТС единого антимонопольного органа ЕЭП.

Пока в составе проектов документов ЕЭП нет специфического документа о торговле энергоносителями и услугами, а в самих проектах эти вопросы обсуждаются мало. Очевидно, КТС как будущая "союзная комиссия" полагает, что предлагаемых ограничений госвласти в будущем союзе достаточно, чтобы споры о поставках нефти и газа в Беларусь были разрешены уступками более высокого порядка.