Что посеем… И что пожнем?

Еще несколько десятилетий назад никто не верил в белорусские арбузы, баклажаны и рапс. Однако эти культуры не только прижились на наших территориях, но и дают отличный урожай, в то время как привычные овощи и зерновые все чаще страдают от засухи. Ученые в один голос твердят: необходимо уже сейчас начать адаптировать растениеводство к изменяющемуся климату. Как в ближайшем будущем может измениться земледелие Беларуси и какие культуры в следующие десятилетия будут играть ключевую роль в экономике аграрной отрасли?

                       Фото: из интернета

Две трети связанных с климатом потерь приходятся на сельское хозяйство

На конец ХХ и начало ХХI века в Беларуси пришелся самый продолжительный период потепления за все время наблюдений (почти 130 лет), а среднегодовая температура воздуха за последние 20 лет превысила климатическую норму на 1,1ºС. Сельскому хозяйству это принесло как плюсы, так и минусы: заморозки заканчиваются раньше, а вегетационный период растений длится дольше, но вместе с тем традиционным явлением становятся засухи.

Другая проблема, с которой столкнулось отечественное сельское хозяйство, — миграция вредителей. К примеру, до начала 2000-х в Беларуси мало кто слышал о стеблевом кукурузном мотыльке, но температура стала повышаться, а вредитель — развиваться. В итоге уже в 2010-м, по данным Минсельхозпрода, в Гомельской области мотыльком было заселено 35% обследованных площадей кукурузы, в Брестской — 22%. И лучше ситуация не становится.

Согласно последним исследованиям, практически две трети всех потерь, связанных с неблагоприятными климатическими условиями, приходится на сельское хозяйство. В будущем, уверены специалисты, такая зависимость не только сохранится, но может и усилиться. Чтобы этого не допустить и снизить потери сельхозпродукции, сотрудники РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию» совместно с Минсельхозпродом разработали стратегию оптимизации земледелия в условиях изменяющегося климата. Что предлагают ученые?

Озимых культур должно стать больше, чем яровых

По словам заместителя генерального директора РУП «Научно-практический-центр НАН Беларуси по земледелию» доктора сельскохозяйственных наук Эромы Урбана, назрела необходимость совершенствовать структуру зернового клина. В стране в среднем высевается 2,2–2,5 млн га зерновых и зернобобовых культур, причем соотношение яровых и озимых в большинстве случаев составляет 50/50. Но ученые уверены: процент должен сместиться в сторону озимых, особенно в южных регионах.

— В последние лет десять мы наблюдаем весенние засухи, которые по времени совпадают с севом яровых. Почва сухая, влаги недостаточно, из-за чего задерживается период всходов и развития. Особенность зерновых в том, что они должны куститься в условиях пониженной температуры и более короткого светового дня. Но когда начинают это делать, день увеличивается, температуры становятся высокими. Как результат — яровые не дают того урожая, который ожидаем, — поясняет Эрома Урбан. — Озимые же при хорошем развитии с осени лучше, чем яровые, используют весенние запасы влаги и питательных веществ, быстро наращивают вегетативную массу. Во второй-третьей декаде мая они находятся на стадии колошения, поэтому имеют преимущества, главное из которых — бо,льшая выносливость к повышению температур и недостатку влаги.

По мнению специалистов, стоит задуматься об увеличении посевов озимой диплоидной (гибридной. — Авт.) ржи, особенно в южных районах республики. В 1990-х эту культуру высевали на площади свыше миллиона гектаров, но потом сократили в пользу тритикале, пшеницы, рапса, кукурузы и других экономически более значимых культур, не до конца просчитав негативный эффект этого шага. После анализа ситуации ученые пришли к выводу, что озимая диплоидная рожь отличается более высокой урожайностью и стойкостью как к низким, так и к повышенным температурам, недостатку влаги.

Просо — одна из самых засухоустойчивых культур мирового земледелия, поэтому она должна получить большее распространение в Беларуси. На 1 кг сухого вещества просо использует всего 277 литров воды (кукуруза — 349 л, зерновые — 520 л, клевер — 720 л), а из его зеленой массы получают силос с содержанием переваримого белка в 1,8 раза выше, чем в кукурузном.

Еще одно предложение — внедрять новые культуры для легких почв. На песчаных и супесчаных почвах с невысоким естественным плодородием и неустойчивым водным режимом фиксируется достаточно высокий урожай картофеля, люпина, проса и других культур. Большее распространение должны получить озимая сурепица и донник. Они более устойчивы к проявлениям засухи.

Эрома Урбан отмечает: за последние десятилетия структура посевных площадей значительно изменилась. Еще 20–30 лет назад многие ученые были уверены: в Беларуси невозможно вести селекцию кукурузы. Тем не менее наши селекционеры создали более 10 гибридов этого растения, которые дают хороший урожай и при этом устойчивы ко многим болезням, вредителям, засухе. В последние годы семенами, произведенными в Беларуси, засевается свыше половины посевных площадей всей кукурузы в нашей стране. Если в начале 2000-х под нее было отведено порядка 100 тыс. га, то сейчас — более миллиона. Вместе с тем ученые убеждены, что кукуруза на зерно должна получить широкое распространение на супесчаных и песчаных почвах Гомельской и Брестской областей.

В стране не хватает растительного белка

Часть разработанной стратегии посвящена многолетним травам. Ее главная цель — обеспечить более высокий сбор белка, который необходим в рационе животных. Сделать это можно несколькими способами. К примеру, одно из предложений — в травосмесях с клевером луговым заменить тимофеевку на фестулолиум (гибрид овсяницы и райграса. — Авт.). Ученые посчитали, что переход на эту культуру даст дополнительно 0,5 т/га сырого протеина. А если в каждой области ввести в культуру по 25–30 тыс. га других бобовых трав (лядвенец, донник, эспарцет, галега), они смогут обеспечить нужное количество белка (1,2–1,5 т/га).

Также предлагается расширить площади возделывания люцерны и ее травосмесей до 286 тысяч гектаров. Самый большой объем этой кормовой культуры, отмечает заместитель начальника главного управления — начальник управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Василий Ядловский, имеется в Минской области: 36% всей люцерны в стране, или 80 из 220 тысяч гектаров.

— Это положительный пример, на который ориентируем другие области и сельскохозяйственные организации. Мы считаем, что в структуре пашни должно быть не менее 20% многолетних трав (в Минской области — 21%. — Авт.) и до 35% люцерны в структуре всех трав. Это наши ориентиры, — подчеркивает Василий Ядловский.

Высокое содержание белка имеют и зернобобовые культуры, поэтому авторы стратегии предлагают отвести под такие культуры, как горох, люпин, вика и другие, до 350 тысяч гектаров. Тем более территория Беларуси относится к зоне, благоприятной для их возделывания. Правда, на данный момент зернобобовых выращивается практически в три раза меньше — порядка 150 тыс. га.

— Выход белка в этих зернобобовых культурах при сложившейся урожайности в 1,5–2 раза выше, чем в колосовых. Однако есть проблема с выращиванием гороха как основной культуры. Связана она с тем, что растение склонно к полеганию, а современные комбайны работают на прямом комбайнировании (когда все технологические процессы уборки выполняются одновременно. — Авт.), поэтому зернобобовые не высеваются в рекомендуемых объемах, — отмечает Василий Ядловский.

В будущем увеличить количество зернобобовых все же можно — в первую очередь за счет расширения посевов усатых сортов гороха. Они меньше полегают и их можно убирать прямым комбайнированием. Потери здесь будут значительно меньшими в сравнении с другими сортами.

По прогнозам метеорологов, климат в Беларуси продолжит изменяться в сторону потепления. А это значит, что аграриям уже сейчас нужно заняться адаптацией растениеводства и пересмотром посевных площадей. В противном случае, убеждены ученые, в будущем сельское хозяйство может столкнуться с еще большими потерями.

Источник: Минская правда