В Минске число ресторанов уменьшается, а число кафе растет

Пока в дорогих ресторанах официанты грустно взирают на пустые столики, в точках быстрого питания не успевают готовить гамбургеры и жарить крылышки.

Владельцам недорогих кафе и сетей фаст-фуда эксперты еще в конце 2008-го прочили грандиозный успех у потребителей: в кризис на элитных ресторанах люди предпочитают экономить… Прогнозы в некоторой мере оправдались, но стало ясно и другое: если точки быстрого питания не займутся обновлением своего имиджа, то их успех станет лишь временным явлением. Тем не менее мировой фаст-фуд переживает сегодня далеко не самые худшие времена. Например, по оценкам российских экспертов, в сегменте демократичных ресторанов спад в прошлом году составил около 15-20 %, премиальных – около 40 %, и только точки быстрого питания не заметили снижения выручки и даже наблюдали рост на уровне 15-17 %, пишет Рэспубліка.

Совсем недавно известная компания, название которой можно считать нарицательным синонимом фаст-фуда, поспешила объявить, что ее прибыль в первом квартале 2010-го выросла, превзойдя прогнозы аналитиков. Положительную динамику продемонстрировали все рынки, особенно европейский и азиатский, причем это произошло за счет притока новых посетителей. Крупнейшая в мире сеть фаст-фуда заработала за три месяца $ 1,09 млрд, или $ 1 на акцию. В прошлом году за аналогичный период цифры были немного скромнее: $ 979,5 млн, или $ 0,87 на акцию.

Кто же так усиленно заедал кризис хот-догами и запивал кока-колой из бумажного стаканчика? Некоторые эксперты склонны считать, что произошло смещение потребителей из более высоких ценовых ниш на ступеньку ниже. Делать такие заключения, по меньшей мере, некорректно, утверждают оппоненты. И объясняют свою позицию просто: завсегдатаи элитных ресторанов вряд ли будут перебиваться едой на ходу и заходить в дешевые закусочные. Но и владельцы массовых точек общепита не дремлют, наблюдая не только за растущим потоком посетителей, но и за увеличением среднего чека. Их реакция на подобные тенденции – появление в меню более изысканных блюд.

Аналитики прогнозируют, что в этом году количество предприятий быстрого питания продолжит расти. Они отмечают, что в России только за кризисный 2009-й появилось с десяток новых игроков. Причем многие владельцы заявляют о расширении своих сетей, и остановить их активность может только растущий "аппетит" арендодателей, рассчитывающих за счет популярного общепита "залатать дыры" в своих бюджетах. Подобные тенденции характерны для многих стран. Например, в десяти городах Великобритании число заведений быстрого питания выросло за последний год на 8,2 %. Британцы не готовы платить по ресторанным расценкам, но и готовить еду дома не хотят.

Рынок фаст-фуда, действительно, легче других сегментов общепита отреагировал на кризис. Но пройдет год-другой, и рентабельность этого бизнеса будет падать, предупреждают аналитики: инвестиционная активность сегодня достаточно высока, конкуренция растет стремительными темпами, а значит, недалеко и до насыщения рынка. Впрочем, белорусским операторам в этом направлении еще работать и работать... Эксперты указывают на недостаточное количество недорогих точек общепита на территории торговых центров крупных городов, число которых, кстати, тоже будет расти. Перспективно продвижение бизнеса в регионы, особенно в промышленно развитые населенные пункты.

В то же время мировые лидеры фаст-фуда приходят к осознанию, что им в спешном порядке нужно избавляться от имиджа заведений, где кормят "вкусной и нездоровой" пищей. Не случайно в меню их заведений появились, например, свежие салаты и соки, а для рекламы новых "здоровых" продуктов привлекаются известные топ-персоны. Как показывают социологические опросы, большинство респондентов посещают точки фаст-фуда от случая к случаю и считают, что регулярное питание там вредно для пищеварения. Причем доля людей, высказывающих подобное мнение, постоянно растет. Помимо доступных цен, посетителей точек быстрого питания привлекают скорость обслуживания, отсутствие альтернативных вариантов и желание вкусно поесть. С последним потребители стараются усиленно бороться, что особенно характерно для западных стран, где развернулась масштабная кампания по борьбе с лишним весом. По данным европейских исследований, сегодня в мире около четверти населения страдает от ожирения. Одной из причин появления лишних килограммов часто называют именно рестораны быстрого питания. Некоторые государства даже предлагают довольно радикальные методы по борьбе с расплывшимися талиями. Например, ввести специальный налог на продукты с повышенным содержанием жира и сахара – чипсы, гамбургеры, безалкогольные напитки. Кроме того, в ряде государств с некоторых пор запрещена реклама фаст-фуда в прайм-тайм.

Кстати

По данным Главного статистического управления Минска, в сфере общественного питания столицы на 1 января 2010 года работали 571 столовая, 307 кафе, 241 бар, 133 ресторана, 108 мини-кафе, 73 кафетерия, 17 ресторанов быстрого обслуживания, 356 других объектов общественного питания. За прошлый год число ресторанов уменьшилось на 15 единиц, столовых – на восемь, ресторанов быстрого обслуживания – на пять, мини-кафе – на два. Зато в Минске стало больше кафе – на 25 заведений. Число баров осталось на уровне 2008 года.