На VII Международном форуме «Беларусь мясная» поделились достижениями и напомнили, с чего начинается отрасль

На форум «Беларусь мясная» собрались руководители и ведущие специалисты предприятий отечественной мясопереработки, руководство отрасли, представители ретейла, эксперты из Беларуси и России в области маркетинга. В программе — анализ меняющегося рынка и советы по адаптации к новым реалиям, мастер-классы по стратегии развития, брендингу, антикризисному управлению, кулинарные мастер-классы от производителей и дегустация продуктов.

 

Открывая форум, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Вадим Шагойко подчеркнул:

— Мясная отрасль за последние годы достигла значительных успехов. На внутренний рынок поступает более 1000 наименований ее товаров. Треть произведенной продукции экспортируется. В этом году за первый квартал производство мясной продукции выросло на 10 процентов, увеличился выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью

 

А начинается отрасль на животноводческих фермах.

За последнее десятилетие производство скота и птицы в сельхозорганизациях возросло на 100 тысяч тонн и достигло в прошлом году 1 миллиона 676 тысяч тонн. Структура производства сырья следующая: КРС — более 36 процентов, свиньи — 24, птица — почти 40.

— В 2022-м был небольшой спад в этой сфере, теперь наблюдается подъем, — отметила начальник главного управления интенсификации животноводства и рыбохозяйственной деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Наталия Сонич. — За первый квартал выращивание скота и птицы — 103,8 процента к соответствующему периоду прошлого года. Считаем, что положительная тенденция сохранится и по итогам 2023 года производство мяса КРС составит 104 процента к предыдущему периоду, свиней — 104,4, птицы — 106

 

Много внимания на форуме уделялось поставкам мясной продукции за рубеж.

— Беларусь входит в число 15 ведущих мировых экспортеров мяса птицы, говядины и колбасных изделий, — сообщила начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ксения Мелешко. — Из поставляемой за рубеж мясной продукции на говядину приходится 52 процента, мясо птицы — 29, колбасные изделия — 11,1, консервы — 6,4. Основные покупатели белорусской мясной продукции — Россия и другие государства СНГ, Китай, Вьетнам, ОАЭ, страны Африки

 

На российский рынок реализуются все основные виды производимой продукции. Однако необходимо диверсифицировать поставки, учитывая, что уровень самообеспечения там по мясу птицы, свинине более 100 процентов, а говядины недостаточно. Для сохранения доли присутствия белорусских производителей на российском рынке целесообразно увеличивать поставки мясных изделий, которые реализуются в торговые сети, где непосредственно потребитель выбирает товар, исходя из цены и качества. Уже сейчас, например, по колбасным изделиям основная доля в экспорте приходится на российский рынок.

Китайский также приоритетный для мясоперерабатывающих организаций. В 2022 году китайская сторона аккредитовала несколько производителей мясной продукции и говяжьих консервов, в 2023-м эта работа продолжается.

 

По оценкам международных экономических организаций, в течение следующих 10 лет, несмотря на наращивание Китаем собственного производства мяса птицы, импорт сохранится на уровне 500 тысяч тонн, по свинине — 1,5 миллиона тонн.

Перспективными могут стать поставки в эту страну мяса говядины обваленного, которое реализуется по более высокой цене в отличие от четвертин, а также частей тушки птицы. Для их реализации запланированы проекты на территории Беларуси с участием китайских инвесторов по производству, переработке и продаже продуктов с высокой добавленной стоимостью согласно стандартам Китая.

Весьма полезным был разговор о реализации мясной продукции. Для этого ее производителям надо не переставать удивлять покупателей, считает директор ОАО «Слонимский мясокомбинат» Сергей Скиба. Он показал любопытную продукцию своего предприятия — цветные пельмени «ТикТок» и «Лайки», в которых используются только натуральные растительные красители. Особенно в восторге от такого товара дети. 

 

А вот исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Беларуси Наталия Шаблинская затронула и проблемы:

— У нас прекрасная отечественная мясная гастрономия. Но в одном мы пока отстаем от зарубежных производителей. Речь идет о слайсерной нарезке. У нее пока еще несовершенный дизайн. Надо работать над этой проблемой.

Она также призвала производителей и торговлю чаще проводить совместные акции по снижению цены. В таких случаях вырастут объемы продаж, а значит, и выручка. Наши граждане привыкли к акциям и не хотят идти в магазин, если у него нет промопредложения.

 

Ее поддержала директор российского маркетингового агентства «ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова» Ольга Кайтялиди:

— Промоакции давно стали инструментом продаж, от эффективности проведения которых во многом зависит финансовый результат производителей продукции и торговли.

На еще одно ее суждение обратил внимание начальник отдела маркетинга ОАО «Волковысский мясокомбинат» Виталий Алешко:

— Эксперт заявила, что пора менять подходы к фирменной торговле. Ее надо перестать воспринимать как часть предприятия, а следует считать клиентом. Он должен изучать предпочтения покупателей и ставить нам задачи по удовлетворению их потребностей. И еще: главным должно стать не количество реализованной продукции в какой-то точке, а полученная прибыль. У нас 20 фирменных магазинов, планируем открывать новые. Сделаем для себя выводы из услышанного на форуме

 

Директор Ассоциации мясопереработчиков России Екатерина Лучкина остановилась на проблеме товарных знаков. Призвала, с одной стороны, защищать свои бренды, с другой — осваивая новый товар, внимательно изучить рынок, не зарегистрировал ли кто-то такой товарный знак раньше вас. Это позволит в дальнейшем избежать неприятных судебных разборок. 

Полную версию статьи читайте на сайте sb.by.