На Мозырщине кандидатами в банкроты стали предприятия, продукция которых, казалось бы, востребована во все времена

«Продукт.BY» предлагает своим читателям ознакомиться со статьей корреспондента портала gp.by Любови Лобан. Тема, которую она поднимает, заинтересует многих — как руководителей разного ранга, так и работников предприятий, оказавшихся в трудных экономических условиях.

Приказано выжить

Экономическая несостоятельность, банкротство — непременные спутники кризисов. У критической черты оказались ОАО «Мозырьпиво» и «Мозырский спиртоводочный завод». Первое предприятие некогда славилось тем, что поставляло пиво к царскому столу, но уже давно перестало выпускать пенный напиток. Несколько лет назад появился новый учредитель, но и после этого дела шли далеко не гладко. Нынешняя же ситуация такова: во второй раз поданы документы в областной хозяйственный суд на проведение экономической санации, то есть запуск процедуры банкротства. 

Причиной бедственного положения завода заместитель председателя Мозырского райисполкома по экономике Валентина Назаренко называет введение акцизов на слабоалкогольную продукцию. В результате сбитень и медовуха сразу стали неконкурентоспособными по цене, и теперь «Мозырьпиво» практически ничего не производит в ожидании почти неизбежной участи банкрота. Шансы выстоять в экономическом шторме у небольшого коллектива в три с половиной десятка человек действительно невелики.

Производителю же крепкого алкоголя, спиртоводочному заводу, образно говоря, приказано выжить.

Еще и потому, что более чем 320 работников не должны в одночасье оказаться за воротами предприятия. И с этим трудно не согласиться, несмотря на то что завод выпускает продукцию отнюдь не первой необходимости, которой и без того на местном рынке в избытке. В каждой области работают несколько производств — помимо входящих в холдинг по выпуску крепкого алкоголя есть предприятия коммунальной собственности и частные.

Мозырский спиртоводочный завод, прежде известный как «Этанол», создавался в советское время как одно из предприятий микробиологической промышленности и специализировался на выпуске кормовых дрожжей для животноводства. Но Союз распался, и кормовые дрожжи оказались невостребованными. В 90-е годы производство перепрофилировали на выпуск этилового спирта, водки и плодового вина. Позже ассортимент пополнился настойками, бальзамами. В последние годы завод работал с убытками: поставки спирта на экспорт приостановлены, многие партнеры не рассчитывались за него.

Производственные новости последних лет были все больше неутешительными, даже с криминальным оттенком. В отношении одного из бывших руководителей было возбуждено и доведено до суда уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов.

Теперь же хронические убытки, огромная кредиторская задолженность и неплатежеспособность. Зампред райисполкома называет огромную сумму замороженных долгов: 36 миллиардов неденоминированных рублей. В октябре 2016 года экономическим судом Гомельской области открыто конкурсное производство, готовится план экономической санации, грядущая процедура неизбежна. Предпринимаются меры, направленные на реорганизацию долга и восстановление платежеспособности. Собрание кредиторов установит очередность погашения кредиторской задолженности.

Оправданный оптимизм?

В чем видится выход из непростого экономического положения, какие у предприятия перспективы? Оценить их поможет Сергей Сосновский, управляющий в деле о банкротстве ОАО «Мозырский спиртоводочный завод», директор ОДО «АРТХАВАСАНА», которое возвращает потенциальных банкротов к жизни и имеет в этом многолетний опыт. Наверное, это тоже не в последнюю очередь позволяет Сосновскому оценивать перспективы неблагополучного мозырского предприятия как оптимистические.

Что еще в основе этого оптимизма? Большой потенциал, хорошие производственные мощности предприятия, помощь и поддержка на всех уровнях. Прежде всего губернатора области Владимира Дворника и, разумеется, управления экономики Мозырского райисполкома, а также холдинга «Минск Кристалл Групп», в который входит ОАО «Мозырский спиртоводочный завод». Очень правильное решение — объединение в единый холдинг производителей алкоголя, на реализацию его должна быть госмонополия, убежден Сергей Александрович.

Замечаю, что у мозырских производителей за время нахождения в составе холдинга дела лучше идти не стали. По данным за девять месяцев этого года складские запасы в два с половиной раза превысили среднемесячный объем производства. Почти две трети мертвого груза составляет водка. Можно переработать застоявшийся товар, но это новые затраты, опять же без гарантии сбыта. В начале этого года завод работал с простоями, теперь полную рабочую неделю.

Сергей Александрович соглашается, признавая, что интересы регионального предприятия лоббировались недостаточно.

«Но стоит заводу начать жить и работать по правилам Закона о банкротстве, как все станет на свои места. Этот закон — последнее спасение для таких предприятий, как наше, — говорит он. — Главное, появится возможность проводить самостоятельную экономическую политику. Часть ее — возможность самостоятельно реализовать готовую продукцию. Перед коллективом стоят две важнейшие задачи: снизить производственные затраты и увеличить реализацию».

Последнее в прямой зависимости не только от благосклонности партнеров по холдингу, но и от качества продукта. О качестве же мозырской водки мой собеседник отзывается, мягко говоря, нелестно. И это несмотря на то, что на предприятии функционирует система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов СТБ ISO 9001-2009. Система контроля качества охватывает все этапы производства: от поступления сырья до выпуска готовой продукции. Завод не однажды становился лауреатом и дипломантом многочисленных профессиональных конкурсов, в том числе и международных: «Продэкспо», «Одесский залив», «Густ», «Экспофорум» и многих других. В коллекции предприятия около сотни наград: медали, дипломы, кубки. Неужели все это в прошлом?

Виной не лучшего качества сегодняшней продукции, по мнению Сосновского, — не самый качественный спирт, который завод вынужден закупать. Собственное же производство спирта пока приостановлено, счета арестованы, не было финансовых средств, чтобы заготовить зерно и сделать качественный спирт. Поможет исправить ситуацию запланированная реконструкция важного производственного объекта — спиртовой колонны.

Дело вкуса

Среди прочих не лучших характеристик Сосновский называет мозырскую водку еще и невкусной. Хотя по мне характеристика «вкусная» не относится ни к какой водке, даже самой элитной. Но это, как говорится, уж извините за тавтологию, дело вкуса. Особенности же национального и в целом славянского пития таковы, что большинство пьющего населения предпочитает горькую покрепче. А игнорирование покупательских предпочтений — тоже прямой путь к банкротству. Так что 70% от всей продукции и впредь придется на водку.

Непосвященным в тонкости специфического производства кажется, что производители крепкого алкоголя не должны бедствовать. Ведь ставки акцизов на пищевой этиловый спирт и алкогольную продукцию увеличиваются, розничные цены на водку заметно выросли. Но доля налогов в стоимости водки занимает две трети, отсюда и рентабельность низкая. Выход в том, чтобы снижать себестоимость — через уменьшение производственных затрат. Резервы ищут. Один из них видится в том, чтобы вместо газа использовать мазут: процентов на тридцать будет дешевле.

Еще один источник снижения затрат — в отчуждении огромной «ненужной» территории и устаревших, еще со времен Союза, производственных объектов, а теперь невостребованных, но принадлежащих заводу. Огромные градирни выглядят неприглядно и даже устрашающе. Со вступлением в процедуру санации появится возможность распорядиться и этим мертвым грузом, содержание которого тоже ложится на себестоимость. Каким образом будут избавляться, мой собеседник не стал распространяться раньше времени.

Слабое звено, по мнению Сосновского, и маркетинговая политика: эту службу на заводе представляет один специалист. Так что это звено надо совершенствовать. Для начала вернуть торговых представителей в регионы. Упор будет сделан на сотрудничество с крупными торговыми сетями, прежде всего с «Еврооптом». Работать с ними удобнее: продукция будет гарантированно реализована. А еще Сергей Сосновский убежден, что при правильной маркетинговой политике можно не только успешно реализовать продукцию на внутреннем рынке, но и внешние освоить. Так, готовы брать мозырскую водку на Украине и даже в ДНР. При этом для партнеров должны быть привлекательными качество, цена, ассортимент и линейка. У нас, к примеру, водка выпускается, как правило, в традиционных объемах 0,5 и 0,2 литра. А потребителю подавай еще 0,7 и даже литр. Потенциальные потребители из ДНР, например, предпочитают горячительный напиток все больше в литровых емкостях.

Что же касается разнообразия ассортимента, то эти планы кажутся оптимистическими. Вкусы других потребителей тоже будут учтены. В планах розлив коньяка из недорогих и качественных молдавских материалов, производство виски и кальвадоса. Вино тоже останется в ассортименте. Но это будут не «чернила», а качественный виноградно-ягодный микс — из натурального виноградного сырья и местных ягод, естественного брожения, без всяких добавок спирта. Звучит многообещающе. Поживем — увидим.