Наступает сезон мороженого

Рынок мороженого высококонкурентный, но довольно консервативный: однажды полюбив, потребитель может всю жизнь отдавать предпочтение одной марке, пишет belmarket.by.

Главное — не терять в качестве, убежден директор Минского хладокомбината № 2 Александр РУБИНОВ.



— Как вы оцениваете состояние рынка мороженого в Беларуси? На нем становится больше или меньше игроков? Какие тенденции наблюдаются?

— В последние 10–15 лет появилось очень много новых производителей мороженого, поэтому сегодня предложение на рынке очень большое. Мороженого много и на любой вкус. Что касается покупательских предпочтений, то, конечно, люди хотят видеть что-нибудь новое, однако в мороженом трудно изобрести что-либо. Поэтому у нас, производителей, ценится классика, ведь пломбир он и есть пломбир. Конечно, сегодня может использоваться множество заменителей как животного, так и молочных жиров, но для классики важно качество.

— Как оцениваете уровень конкуренции на рынке? Как на нее повлияло то, что крупные торговые сети открыли собственные производства мороженого?

— Уровень конкуренции на рынке мороженого, конечно, высок, потому что, кроме новых производителей внутри страны, есть фирмы, которые работают с российскими производителями и завозят в Беларусь продукцию из РФ. Хотя ее и не так много в наших магазинах: все-таки покупатели предпочитают отечественное.

Есть несколько крупных торговых сетей, для которых мы делаем мороженое, причем точно такое же, как у нас, только под их маркой. Честно говоря, я не вижу в этом особой перспективы, потому что мороженое относится к той категории продуктов, в которой люди не склонны менять свои предпочтения, сложившиеся годами. Особенно это касается взрослых. Дети, конечно, могут бросаться на яркие этикетки. Мне кажется, продвигать свою торговую марку по мороженому — немного не то направление для сетей. Хотя мы делаем заказы для них и, естественно, они стараются продавать в первую очередь свое, мы видим, что мороженое с нашей этикеткой пользуется большим спросом.

— С какими проблемами на белорусском рынке сталкиваются производители?

— Производителям очень трудно работать с крупными торговыми сетями, такими как, например, «Евроопт», который занимает большую нишу на рынке. Конечно, они ставят условия, которые неприемлемы для нас. Количество магазинов «Евроопт» все время увеличивается, и получается, что магазины, с которыми мы раньше хорошо работали, переходят под сеть «Евроторг». Логично, что и условия меняются. Сегодня для нас это основной вопрос, который нужно решить на внутреннем рынке. Мы работаем над этим, ведем переговоры, однако пока игра идет в одни ворота с пользой для «Евроторга».

— По субъективным ощущениям потребителя, сегодня данный сегмент рынка перенасыщен разного рода торговыми марками. Как в таких условиях компания может обозначить свою продукцию, обеспечить ее узнаваемость и склонить покупателя на свою сторону?

— Первое — это репутация. Например, мы работаем на рынке уже около шестидесяти лет. Конечно, нас знают. Такие марки, как «Каштан» или «Столичное», известны не только во всей Беларуси, но и в России.

Второе — качество продукции. Если потребитель решил попробовать новое мороженое, однако оно оказалось некачественным и не понравилось ему, то, конечно, он больше никогда его не купит. Склонить покупателя на свою сторону можно неизменным качеством. Например, за все время своей работы мы его не меняли и по-прежнему выпускаем продукцию по советским ГОСТам, не используя никаких заменителей.

— Отслеживаете ли вы европейские и мировые тенденции на рынке?

— Естественно, мы отслеживаем все тенденции, смотрим, какое оборудование выпускается, какие этикетки вводятся. Сейчас на рынке много модных нововведений. К ним мы тоже присматриваемся, хотя и считаем, что рынок мороженого — все-таки немного консервативная сфера. Есть пломбир 15%, и ничего другого не придумаешь. Можно всякой химии добавить, но это будет совсем не то.

Сейчас появилось черное мороженое. Можно купить один раз, чтобы попробовать. Рот и язык будут черными, потому что там уголь. Можно сказать, на белорусском рынке не отстают от мировых тенденций, но в то же время придерживаются классики. Наши люди предпочитают классику. Мы знаем это по нашим многолетним исследованиям.

— Куда вы продаете свою продукцию помимо внутреннего рынка? Насколько актуальна для вас диверсификация рынков сбыта?

— Мы экспортируем свою продукцию в основном в Россию и Азербайджан. Над диверсификацией тоже работаем. Сейчас прорабатываем возможности экспорта в Китай.

Трудности есть. Нужно понимать, что мороженое относится к той категории продуктов, которые выпускает каждая страна и, соответственно, защищает свой рынок. Мы «берем» качеством. Люди в той или иной стране, попробовав это мороженое, хотят снова купить его и потом делают это постоянно. Трудность работы с Китаем заключается в том, что там есть свои, особые стандарты. В частности, должна быть регистрация этикетки и т. д. То же самое и с Европой: нужно соблюдать европейские стандарты качества. Кроме того, там выпускается довольно много мороженого, поэтому нас не хотят пускать на данный рынок.

С Россией работать хорошо, и никакие молочные войны не повлияли на наше сотрудничество. Сейчас мы используем российскую систему прослеживаемости «Меркурий». Все данные передаем онлайн, и никаких проблем нет.

— Каков ваш прогноз на ближайшие годы относительно развития внутреннего рынка мороженого?

— Надо понимать, что в каждой области Беларуси есть завод или фабрика по производству мороженого. Поэтому, естественно, торговые сети или торговые предприятия в этих регионах отдают предпочтение местному производителю. Несмотря на это, объем рынка позволяет выходить и на другие регионы, что мы и планируем делать, так как пока представлены по большей части в Минске.