Мясо­-молочный экспорт покоряет новые рубежи

Белорусский экспорт продовольствия в январе — ноябре прошлого года, по предварительным данным, достиг 5 млрд долларов. По итогам года он может составить 5,5 млрд. Более половины выручки отечественные экспортеры получили от поставок мясной и молочной продукции. Основным рынком остается Россия.

Фото: из интернета

Сырно-творожный миллиард

Экспорт сыров и творога в январе — ноябре 2019 года составил 900,5 млрд долларов. По итогам года он может вплотную приблизиться к миллиарду долларов, хотя, скорее всего, и не преодолеет данную планку.

Главным белорусским экспортным продуктом сыры стали по нескольким причинам. Российское импортное эмбарго в 2014 году сильнее всего расчистило именно этот сегмент рынка молочной продукции. При этом за прошедшие пять лет совокупный объем предложения в нем так и не достиг досанкционного уровня. Даже с учетом снижения доходов населения в России и уменьшения спроса остается большая свободная ниша для поставок сыров. Это понимают и в Россельхознадзоре, поэтому в отношении данной категории продукции временные ограничения вводились реже. Переориентацию подстегнули и запреты на ввоз сырьевых молочных товаров, которые вводились в 2018 году и действовали в отношении большинства предприятий до конца прошлого года.

В итоге за 11 месяцев 2019 года экспорт сыров и творога из Беларуси вырос на 14,6%, до 220,4 тыс. т, а в стоимостном выражении увеличился на 900,5 млн долларов. При этом 208,5 тыс. т сыров и творога, или 94,6% поставок, пришлось на долю России.

В прошлом году в РФ вступили в силу нормы, которые предписывают разделять на полках магазинов молочные продукты и продукты на основе молока с использованием растительных жиров. Это привело к снижению производства сыроподобных продуктов, росту выпуска настоящих сыров и положительно сказалось на ценах. Ранее наличие сыроподобных продуктов на прилавках рядом с сыром сбивало цену, дезориентировало потребителя.
Так, в январе — ноябре производство сыров в России увеличилось на 10,1%, до 477,8 тыс. т, а сыроподобных продуктов с растительным жиром сократилось на 10,3%, до 158,5 тыс. т.

В условиях эмбарго альтернатив белорусским сырам на российском рынке не так уж много, на прилавках — продукция Швейцарии и Аргентины. Однако крупнейшими производителями сыра в мире являются США и Евросоюз, но их продукция как раз находится под запретом. Причем в 2019 году прироста производства молока-сырья в ЕС практически не было, а объемы выпуска сыра тоже не выросли на фоне серьезного спроса. США в рамках решения по спору в ВТО из-за субсидий европейских авиапроизводителей увеличили пошлины лишь на ограниченное число премиумных сыров, и на рынке это пока не отразилось.

Вместе с тем для белорусского сырного экспорта существуют и риски. Прежде всего это запуск в России производственных мощностей более чем на 200 тыс. т сыра, причем они охватывают практически все виды сыров: от массовых до премиумных. Производства в РФ локализуют и некоторые европейские компании, имеющие сильные бренды, развитую сбытовую и маркетинговую сеть, уже работающую с другими видами молочной продукции. Если в рамках наращивания мощностей продукция новых сырных заводов продолжит замещать сыроподобные продукты, то влияние на белорусский экспорт может быть незначительным. Если она появится в дополнение к существующим объемам, то вместе с импортом из нашей страны предложение сыра на российском рынке может превысить потенциальный спрос.

Еще одной реакцией белорусских производителей на запрет поставок сырьевых продуктов, прежде всего наливом, стало увеличение экспорта готовой продукции в сегменте йогуртов, пахты и кефира.

Экспорт пахты, йогурта и кефира за 11 месяцев вырос на 8,6%, до 116,4 тыс. т. В стоимостном выражении его прирост составил 15,7%, до 167,7 млн долларов. Доля российского рынка по итогам 11 месяцев составила 97,4%. Поставки в РФ выросли на 8,2%, до 113,4 тыс т, в стоимостном выражении они увеличились на 15,3%, до 163,3 млн долларов.

В прошлом году диверсификация белорусского молочного экспорта несколько замедлилась. Прежде всего сказалось ослабление давления со стороны Россельхознадзора. Кроме того, меры ведомства Сергея Данкверта привели к сокращению запасов сухих продуктов до минимальных объемов. В итоге по всем категориям биржевых товаров цены в России снова стали весьма привлекательными в сравнении с другими рынкам.

Так, экспорт сухого и сгущенного молока в РФ по итогам января — ноября снизился только на 0,9%, до 103,1 тыс. т, а выручка увеличилась на 21,6%, до 237,9 млн долларов. Доля России в структуре поставок составила 56%. Поставки молочной сыворотки в январе — ноябре достигли 47,67 тыс. т, что на 16,9% больше, чем год назад. В стоимостном выражении экспорт вырос в 1,5 раза, до 34,6 млн долларов. Доля российского рынка составила 45,8%. За январь — ноябрь поставки масла выросли на 21,9%, до 48,94 тыс. т, в стоимостном выражении они увеличились на 46,2%, до 278,5 млн долларов.

Молочная диверсификация

Экспорт молочной продукции в Китай в январе — ноябре прошлого года был более скромным, чем год назад. Сказалась высокая база второй половины 2018-го, а также ценовая ситуация на мировом рынке, когда летом цена сухого молока снижалась и белорусам было невыгодно поставлять его в КНР. Основным экспортным продуктом и в 2018, и в 2019 годах была молочная сыворотка. Китай на фоне торгового спора с США вдвое снизил ее закупки в США, в результате импорт был перераспределен между другими игроками. Но из-за АЧС потребности КНР в данном продукте резко снизились: сыворотка использовалась как компонент кормов в свиноводстве. Общий объем импорта продукта снизился на 20,1%, до 410 тыс. т. В первой половине года статистика белорусского экспорта сыворотки в Китай демонстрировала красивую динамику, но к концу периода проявилась иная картина: поставки сыворотки в КНР снизились на 7,5%, до 27,87 тыс. т, а в стоимостном выражении уменьшились на 5,2%, до 19,14 млн долларов.

Экспорт сухих и сгущенных молока и сливок в Китай в январе — ноябре снизился на 32,6%, до 12,1 тыс. т, а в стоимостном выражении упал на 29,5%, до 25,35 млн. долларов.

В то же время Беларусь увеличила экспорт несгущенных молока и сливок на 3%, до 2155 т, а в стоимостном выражении экспорт снизился на 2,6%, до 1,34 млн долларов. Кроме того, в прошлом году в КНР был открыт экспорт масла, а также готовых молочных продуктов. Впрочем, объемы крайне невелики и, скорее всего, являются демонстрационными партиями. В целом поставки молочной продукции в КНР по итогам года могут превысить 50 млн долларов.

Не забывают белорусские производители и о рынках СНГ, а также ищут новых покупателей за его пределами. В январе — ноябре более 2 тыс. т сухого молока поставили компании в Грузию и Бангладеш, более тысячи тонн отгружено в Монголию; столько же сыворотки поставлено во Вьетнам, Польшу, Филиппины, а в Японию — 3050 т.

Прошедший год еще раз подтвердил, что для диверсификации белорусского молочного экспорта важным условием является уровень цен. В 2018-м и масло, и сухие продукты находили сбыт в Евросоюзе даже с учетом высоких пошлин, а в минувшем году поставки в ЕС были эпизодическими на фоне более низких цен.

Мясной прорыв в Китай

На китайском направлении в 2019 году отличились экспортеры мяса. Они наконец смогли начать масштабные поставки. К концу года КНР стала вторым экспортным рынком для замороженной говядины и мяса птицы из Беларуси. Отечественному экспорту благоприятствовала политика КНР. На фоне эпизоотии африканской чумы свиней, которая привела к сокращению поголовья свиней на 40%, власти стали активнее привлекать поставщиков мяса из других стран и открывать для них свой рынок. Импорт свинины в Китай за 11 месяцев прошлого года вырос на 75%, до 2,11 млн т, а говядины — на 59,7%, до 1,66 млн т.

За январь — ноябрь Беларусь отгрузила в КНР 6722 т замороженной говядины на 27,99 млн долларов. Первый контейнер с отечественным мясом уехал в Китай еще в мае 2018 года, однако реальный экспорт начался только в прошлом году.

Отечественные птицеводы, в отличие от производителей говядины, стартанули летом 2018 года, что называется, с места в карьер. В 2019-м они развили успех. За 11 месяцев 2019 года в Китай было отгружено 8763 т продукции на 21,66 млн долларов, или в 10 раз больше, чем в 2018-м.

В 2020 году экспорт мясной продукции в Китай, вероятно, продолжит расти. На новый год сразу 14 предприятий получили аккредитацию для рынка КНР или расширили существующий допуск. Важным является получение птицефабриками допуска по субпродуктам, в том числе куриным лапками и кончикам крыльев, которые на традиционных рынках особым спросом не пользуются.

В целом же объемы мясного экспорта в прошлом году были скромнее. так, поставки свежей и охлажденной говядины из Беларуси в январе — ноябре 2019 года составили 76,1 тыс. т. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года они снизились на 21,2%. В стоимостном выражении поставки сократились на 23%, до 269,1 млн долларов.

Основная причина сокращения экспорта — действовавшие более полугода ограничения на ввоз в Россию говядины на кости, введенные Россельхознадзором в рамках получения статуса МЭБ по коровьему бешенству.

Поставки замороженной говядины за январь — ноябрь выросли на 23,4%, до 50,23 тыс. т. Выручка от них увеличилась на 22,6%, до 180,18 млн долларов. Экспорт в РФ остался на уровне прошлого года — 36,45 тыс. т на 131,9 млн долларов.

Экспорт свинины за январь — ноябрь сократился в пять раз, до 1168 т. Выручка от него составила 3 млн долларов.

Поставки за рубеж мяса и субпродуктов домашней птицы в январе — ноябре выросли на 1% и составили 155 тыс. т. В стоимостном выражении экспорт увеличился на 5,2%, до 246,76 млн долларов.

Источник: belmarket.by