Вы здесь

Мировой рынок молочки: какие позиции у Беларуси?

30.01.2023

Молоко в продовольственном обеспечении населения — один из ключевых продуктов питания, а молочная отрасль — одна из ведущих отраслей в пищевой промышленности. Страны Азии, Европы и Северной Америки в совокупности производят около 80% молока и молочных продуктов в мире, а значительная часть глобального спроса на молочную продукцию удовлетворяется за счет экспорта из стран ЕС, Новой Зеландии, Австралии, США и Беларуси. О том, как развивается мировой рынок молочки и какие позиции на рынке занимает Республика Беларусь, читайте в материале.

Фото: из интернета

Мировой рынок

В 2021 году мировое производство молока увеличилось на 1,1% по сравнению с предыдущим годом и составило 887 млн тонн.

Рост был обеспечен в основном за счет таких стран, как Индия и Пакистан.

Структура глобального производства молока выглядит следующим образом:

  • коровье молоко — 81% мирового производства;
  • буйволиное молоко — 15%;
  • козье, овечье, верблюжье молоко — 4%.

Ожидается, что в течение десятилетия мировое производство молока будет расти на 1,8% в год и к 2031 году выйдет на уровень 1 060 млн тонн. По мнению экспертов, основную часть прироста обеспечат Индия и Пакистан: на долю этих стран в 2031 году будет суммарно приходиться около 30% мирового производства.

Производство молока (по прогнозу) к 2031 году составит:

  • в Индии — 271,6 млн тонн;
  • в Европейском союзе — 160,8 млн тонн;
  • в США — 113,9 млн тонн;
  • в Бразилии — 44,7 млн тонн;
  • в Новой Зеландии — 23,1 млн тонн.

Что касается потребления, то здесь существуют значительные региональные различия. Согласно исследованию, большая часть молочной продукции потребляется в виде свежих молочных продуктов, которые не переработаны или обработаны лишь незначительно (пастеризованы или ферментированы). Их доля в мировом потреблении в ближайшие годы будет только увеличиваться.

Основными потребителями сыра являются жители Европы и Северной Америки, в Азии наиболее потребляемым переработанным молочным продуктом выступает сливочное масло.

В мировой торговле уже давно наметились лидеры по экспорту и импорту товаров молочной группы. К примеру, в 2021 году основными экспортерами товарной позиции «Сыры и творог» были Германия, Нидерланды, Италия, Франция, Новая Зеландия и США. В экспорте сливочного масла лидировали Нидерланды, Новая Зеландия и Ирландия, молочной сыворотки — Новая Зеландия, США и Германия.

В среднесрочной перспективе Евросоюз, Новая Зеландия и США останутся ключевыми экспортерами переработанных молочных продуктов: согласно прогнозу, на них в 2031 году будет приходиться около 65% мирового экспорта сыра и 74% поставок сливочного масла. Российская Федерация, Мексика, Китай, страны Ближнего Востока и Северной Африки останутся важными импортерами молочных продуктов.

Беларусь и СНГ

По оценкам компании BusinesStat, за 2017–2021 годы производство молочных продуктов в странах СНГ увеличилось на 4,7%: с 17,7 до 18,5 млн тонн. Наиболее существенный прирост производства молочной продукции пришелся на Россию (+451,8 тыс. тонн).

Помимо Российской Федерации, активный рост производства отмечался в Казахстане (+149,2 тыс. тонн) и Беларуси (+115,5 тыс. тонн). В Украине и Молдове в 2017–2021 годах наблюдалось сокращение: на 42,2 и 11,3 тыс. тонн соответственно.

В 2021 году в структуре производства молочных продуктов в странах СНГ наибольшая доля принадлежала молоку и сливкам — 53,6% всего выпуска (9,9 млн тонн). На втором месте — кисломолочные продукты (22,5%, или 4,2 млн тонн). Замыкают тройку сыры и творог (11,7%, или 2,1 млн тонн).

Далее список продолжают:

  1. мороженое (4,2%, или 0,8 млн тонн);
  2. сливочное масло (3,2%, или 0,6 млн тонн);
  3. молочные консервы (2,6%, или 0,5 млн тонн);
  4. сухое молоко (2,2%, или 0,4 млн тонн).

Если рассматривать Беларусь, то уровень самообеспечения страны по молоку составлял в 2020 году 256,6%, в 2021 году показатель вырос до 263,3%. Производство молока в хозяйствах всех категорий увеличилось с 7 036,5 тыс. тонн в 2015 году до 7 811,4 тыс. тонн в 2021 году.

По итогам 2021 года в Беларуси производство цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) составило 2 052,3 тыс. тонн, сыров (кроме плавленого сыра) — 278,6 тыс. тонн, творога и творожных изделий — 157,3 тыс. тонн, сливочного масла и молочных паст — 119,7 тыс. тонн, молока и сливок сгущенных (не в твердых формах) — 67,2 тыс. тонн.

Следует отметить, что в республике на высоком уровне находится потребление молока (молочных продуктов), а также экспортные поставки: по ряду «молочных» позиций Беларусь даже опережает Россию.

По данным Белстата, в 2021 году экспорт по отдельным товарным позициям составил:

  • сыры и творог — $1 190,41 млн;
  • молоко и сливки сгущенные и сухие — $546,22 млн;
  • масло сливочное — $451 млн;
  • молоко и сливки несгущенные — $179,85 млн;
  • пахта, йогурт, кефир — $172,03 млн;
  • молочная сыворотка — $121,21 млн.

В 2022 году наша страна продолжила поставки на внешний контур. Согласно статистике ООН, белорусскую молочку покупали Узбекистан, Кыргызстан, Сербия, Азербайджан, Молдова, Армения, Китай, Грузия, Филиппины, Израиль и другие страны.

Традиционно продукцию закупала и Российская Федерация. Как сообщило Министерство сельского хозяйства РФ, по итогам прошлого года страна смогла обеспечить себя молоком на 84,3%, а остальное компенсировал импорт из Беларуси.

По итогам 2021 года Беларусь заняла 10-е место в рейтинге мировых поставщиков сыров и творога, а также вошла в десятку глобальных экспортеров сливочного масла, расположившись на 7-й позиции.

Источник: Мyfin

Новости по теме:
За последние четыре года экспорт «Белгоспищепрома» прирос на 35%, сообщили в концерне.Состоялось...
21 февраля в рамках визита в Зимбабве Министр иностранных дел Республики Беларусь Сергей Алейник принял участие в...
Деловые партнерские связи витебских птицеводов с КНР становятся все более эффективными. В ОАО «Витебская...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

 


 
 
Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
 
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.