Минторгу, Белкоопсоюзу рознице указано на резервы

Коллегией КГК РБ рассмотрены результаты анализа и оценки работы субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную торговлю (включая общепит), местных исполнительных и распорядительных органов по обеспечению выполнения в 2009 году прогнозных показателей по темпам роста розничного товарооборота.

Отмечено, что, несмотря на стабильную ситуацию на потребительском рынке (в январе–ноябре 2009 г. рост розничного товарооборота составил 102,8%), утвержденный на 2009 год параметр прогноза по темпам роста розничного товарооборота (117%) не выполнен, сообщается на сайте Комитета госконтроля. Объектами общественного питания страны даже не достигнут уровень 2008 года (темп роста за 11 месяцев 2009 г. — 97,2%). Товарооборот организаций потребительской кооперации — также ниже уровня 2008 года (темп роста — 99,8%).

Как и прежде, существуют значительные объемы ввоза в страну товаров, спрос на которые можно удовлетворить за счет отечественной продукции. Сокращение всего на треть импорта таких товаров, как маргарин, соковая продукция, мороженое, мучные кондитерские изделия, ковры, холодильники, морозильники, плитка керамическая, сантехоборудование из керамики, синтетические моющие средства и др., позволит достигнуть положительного сальдо внешнеторгового оборота потребительских товаров.

В работе органов госуправления, в первую очередь — местных исполнительных и распорядительных органов, имеются серьезные недоработки. Так, ассортиментная политика в сфере розничной торговли, осуществляемая Минторгом, Белкоопсоюзом, местными исполнительными и распорядительными органами, осуществляется формально. На фактическое наличие в торговле необходимого ассортимента товаров утвержденные ассортиментные перечни практически не оказывают влияния.

Недостаточная работа по приоритетному продвижению отечественных товаров на внутренний рынок влияет на неэффективность принимаемых мер по уменьшению складских запасов. Вскрыты случаи, когда хранящаяся на складах востребованная продукция отсутствовала в розничной торговле того же города, где работает производитель. Так, не поддаются оправданию факты преимущественной продажи в магазинах импортной лимонной кислоты при наличии достаточных объемов данной продукции в республике, розничные цены на которую ниже импортной в 5–10 раз.

Причинами насыщения внутреннего рынка импортными товарами, аналоги которым в достаточном объеме и по более низким ценам вырабатываются в республике, являются серьезные недостатки в организации процесса товародвижения, например, в деятельности предприятий оптовой торговли С другой стороны, в ходе проверок выявлялись факты бездействия предприятий–изготовителей . Гарантированность сбыта продукции (за счет ежегодных соглашений с Минторгом) без учета интересов конечного потребителя позволяет изготовителям не заботиться о маркетинге и повышении конкурентоспособности продукции.

Непоследовательно проводится работа по созданию условий для реализации товаров отечественных производителей субъектам малого предпринимательства. В итоге предприниматели и значительная часть населения покупают товары на оптовых складах и рынках за рубежом. По данным Гомельского погранотряда, в январе–сентябре 2009 г. лишь в Украину нашими соотечественниками вывезено более 300 млн. дол. США.

Не в полной мере используется потенциал фирменной торговли. Только в г. Минске работает более 150 фирменных магазинов белорусских производителей. Вместе с тем, в ходе мониторинга фирменной торговой сети, реализующей электробытовые товары, вскрыты массовые факты приоритетной продажи импортных товаров.

Местными органами не принимаются должные меры по недопущению нарушений в объектах общественного питания. Повторная проверка вопроса использования в ресторанах кассовых суммирующих аппаратов (первая проведена в июне 2009 г.) показала, что здесь для приема наличных денег по–прежнему используются кассовые суммирующие аппараты, не обеспечивающие отображение на чеках обязательной требуемой информации и применение которых в ресторанах не предусмотрено.

За 11 месяцев 2009 г. Комитетом проверено в республике 1152 магазина и объекта общепита (из них 486 — на селе), 218 торговых мест и объектов на рынках и в торговых центрах. Почти повсеместно вскрыты нарушения: несоблюдение требований по качеству товаров — в 52% проверок, отсутствие необходимой маркировки на товарах — в 26%, нарушения санитарных правил — в 24%, несоблюдение ассортиментного перечня — в 24%.

Таким образом, проведенные контрольно–аналитические мероприятия показали, что принимаемые в 2009 году Минторгом, Белкоопсоюзом, иными органами государственного управления, подчиненными Правительству, облисполкомами и Минским горисполкомом в сфере торговли меры не давали должного эффекта.

В целях искоренения имеющихся недостатков, обеспечения роста розничного товарооборота, полного удовлетворения потребительского спроса, создания равных условий между отечественными и зарубежными производителями, сокращения необоснованного расходования валюты на товары, в достаточном объеме и должного качества производимые в республике, а также для приоритетного продвижения белорусской продукции на внутренний рынок коллегия КГК постановила:

Обратить внимание Правительства на недостаточную работу Минторга, Белкоопсоюза, подведомственных им организаций, местных исполнительных и распорядительных органов по недопущению правонарушений, максимальному использованию резервов роста розничного товарооборота, приоритетному продвижению отечественных товаров на внутренний рынок, принять меры по улучшению ситуации в розничной торговле.

Рекомендовать Правительству дать принципиальную оценку действиям должностных лиц Минторга, Белкоопсоюза, местных исполнительных и распорядительных органов, не обеспечивших выполнение прогнозных параметров роста товарооборота, должный контроль за деятельностью объектов торговли (особенно частной формы собственности) на подведомственных территориях, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.

Минторгу, Белкоопсоюзу, облисполкомам и Минскому горисполкому предложено принять строгие меры дисциплинарной ответственности к должностным лицам органов госуправления и руководителям торговых организаций, виновным в выявленных нарушениях и допустившим падение розничного товарооборота ниже уровня 2008 года на подведомственных территориях и в торговых организациях.