«Корона» для немецкой коровы

Мир охватила паника: о вирусе «короны» в простонародье или по-научному «COVID-19» сейчас не говорит только ленивый. Причем, не только говорит, но и запасается провиантом. Немудрено, ведь даже ВОЗ объявила, что речь идет о настоящей пандемии и ситуация со временем будет только усугубляться. Интересно, что в Германии прилавки с молоком опустели практически одними из первых (после тех, что с туалетной бумагой, разумеется). Поговорим о том, как чувствует себя немецкий молочный рынок и чем грозят ему изменения в связи с новым вирусом.

Фото: из интернета

Немного аналитики

По данным Центральной организации по составлению отчетов на рынке молока Германии, на 12 марта сезонный рост поставок молока в страну приостановился. К началу марта производство на немецких молокозаводах стабильно (однако по сравнению с предыдущим годом оно увеличилось на 1,7%). Ситуация на рынке «жидкого сырья» при этом остается неравномерной: в то время, как цены на промышленные жиры продолжают оставаться на высоком уровне, концентрат обезжиренного молока при сдержанном спросе снова немного упал в цене.

Аналитическое агентство IFCN сообщает, что на 2018 год в Германии зарегистрировано 62 813 молочные фермы. Производство молочной продукции с 2013 по 2018 год демонстрировало ежегодный прирост примерно на 1%, надои также «прибавляли» в среднем 1,8%.

По имеющимся данным Федерального ведомства продовольствия и сельского хозяйства Германии, в 2018 году в стране было произведено 4,66 млн. тонн потребительского молока, что на 3,2% меньше, чем в 2017 году. Более половины общего объема производства приходилось на цельное молоко (2,44 млн. т.) и около 40% (1,90 млн. т.) на частично обезжиренное молоко.

Внутри страны в 2018 году было потреблено в общей сложности около 4,20 млн. тонн молока — при расчете на душу населения это около 50,6 кг (по сравнению с прошлогодним показателем аналитики фиксируют трехпроцентное снижение). Уровень самообеспечения молоком и молочными продуктами в Германии в объеме 111,2% по сравнению с прошлым годом практически не изменился.

По состоянию на начало марта 2020 года в Германии произведено 6,206 т. сливочного масла, сухого обезжиренного молока — 4,561 т., сыров (без плавленых и свежих) — 26,051 т.

Так ли страшен черт, как его малюют?

Для начала небольшое лирическое отступление или пара статистических сводок по теме

«Коронавирус в Германии». Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) поместила страну на пятую строчку в рейтинге государств с наибольшим распространением COVID-19 (в Германии к 21 марта зарегистрировано 18 323 случая заражения). Можно продолжать рассуждать о злосчастной «короне» и ее последствиях — мыслей хватит на дипломную работу или даже книгу. Нас же в этом контексте интересует отдельная «глава», а конкретнее — немецкий молочный рынок.

Пожалуй, никого не удивит то, что во избежание распространения заражения происходит отмена крупных мероприятий, в том числе, и для участников молочной отрасли. Так, власти федеральной земли Баден-Вюртемберг приняли решение не проводить организованные Союзом крупного рогатого скота (Rinderunion Baden-Würtemberg (RBW) аукционы по продаже животных.

В то же время Еврокомиссия заявила, что сельскохозяйственные животные относятся к «товарам первой необходимости» и их транспортировка не должна быть нарушена. Вот только в сообщении между странами уже возникают сложности: немецкое издание «Stern» говорит о многокилометровых пробках на польской границе. Есть и «заложники» ситуации: транспортируемые животные. Говорят, что полиция даже занималась поиском местных фермеров, которые были бы способны вручную подоить запертых в транспортерах коров. Кроме того, не совсем ясно, как долго в таких условиях смогут работать холодильные аппараты для сохранения провианта...

Как настроены игроки молочного рынка Германии? Кажется, они стараются не терять оптимизма. Так, директор по связям с общественностью немецкого молочного концерна DMK Group Оливер Бартельт заявил, что DMK наряду с остальными производителями молока Германии сделает все возможное, чтобы в сложившихся условиях «обеспечить рынок и наполнить полки маркетов молоком». С учетом того, что молоко как продукт стало одним из лидеров спроса, выполнить поставленную задачу может быть достаточно нелегко. А это при том, что с началом паники в широких кругах появилось мнение об опасности молока как «переносчика вируса».

Однако Федеральный институт оценки риска назвал передачу COVID-19 через молоко крайне маловероятной. Обоснование кажется более чем логичным: новый вирус, как и многие другие, является чувствительным к высоким температурам, потому нагревание продукта снижает риск заражения. Обобщая, важно добавить, что молокозаводы ужесточили правила гигиены и стараются в значительной степени избегать личного контакта сотрудников.

Керстин Койнеке, аналитик Информационного агентства аграрного рынка (AMI) полагает, что ценообразующие и снижающие цену факторы, возникшие ввиду распространения вируса, могут привести в баланс цену на молоко. «Корона», с одной стороны, спровоцировала логистические проблемы в цепочке поставок в масштабах глобальной торговли. Это затронуло, в первую очередь, продукты, ориентированные на экспорт: сухое молоко и сухую сыворотку, а также частично масло в блоках. Для этих категорий цены за последние недели снизились. С другой стороны, спрос на покупки впрок в магазинах розничной торговли продуктами питания внутри страны растет не по дням, а по часам. Чтобы пополнить запас на полках, торговые сети активно заказывают товары высокого спроса. Смогут ли поставщики использовать такой тренд в перспективе долгосрочных контрактов, пока неясно.

Возможные последствия для установления закупочных цен, скорее всего, будут различаться на региональном уровне в зависимости от портфеля продуктов молочных заводов. При этом в масштабах Германии, по мнению аналитиков, цена на сырое молоко может в значительной степени стабилизироваться.

Сложно авторитетно заявить, как будут развиваться события в связи с распространением вируса COVID-19. Остается надеяться на лучшее. Как отметила Карин Арцт-Штайнбринк, генеральный директор молокозавода Upländer Bauernmolkerei, «молочная отрасль в непростые времена может и должна оставаться на плаву дольше других».

Ольга Хайтманн, спецагент молочного рынка в Германии

Источник: The DairyNews