Китай: мировые экспортеры мяса приостановились — хороший момент для белорусов

Ма Чжиюань
Ма Чжиюань
генеральный директор компании «Сина-Трейд»

Китай несмотря на любые стрессы остается крупнейшим потребителем импортного мяса в мире. Сейчас, когда крупнейшие мировые экспортеры остановили производство, новые возможности открываются, в том числе и для белорусских предприятий.

Ма Чжиюаньгенеральный директор компании «Сина-Трейд», специализирующейся на экспорте мяса в КНР, рассказал ПРОДУКТ.BY как изменились с момента вспышки коронавируса объемы поставок, чем живут китайские потребители сейчас и какими видятся перспективы.

Ма Чжиюань — генеральный директор компании «Сина-Трейд»

Введение ограничительных мер в связи с эпидемией коронавируса в Китае практически совпало с Китайским Новым годом, когда деловая активность в стране и так затихает. Пик продаж наблюдается накануне — магазины и рестораны делают предпраздничные закупки. Так было и в этом году: мы делали хорошие отгрузки с белорусскими заводами до конца декабря и еще в начале января, после новогодних каникул. Но потом — коронавирус, карантин, и мы были вынуждены приостановить размещение новых заказов. Уже отгруженная продукция «зависла» в портах. Многие наши партнеры — рестораторы — из-за эпидемии оказались в сложной ситуации. Чтобы избежать порчи мяса, они распродавали запасы по дешевке или просто раздавали их людям даром.   

В феврале и марте отгрузки были на нуле, но нельзя сказать, что эти месяцы прошли для нас даром. Та большая и напряженная работа, которую вели белорусские производители совместно с отраслевым министерством и Посольством Республики Беларусь в КНР, увенчалась отличным результатом. В начале года 11 белорусских заводов получили разрешение на поставки говядины в Китай. Еще четыре предприятия аккредитовались по этому виду продукции буквально в последнюю неделю. Пять, если не ошибаюсь, – по поставкам курятины.

«Помог» в некоторой степени и коронавирус — процедура аккредитации предприятий упростилась и ускорилась. Можно предположить, что аналитики спрогнозировали близкий рост спроса на продукты питания в Китае, как это было, например, в 2003 году после вспышки атипичной пневмонии в Пекине, когда отложенный спрос вызвал рост потребления буквально по всем видам товаров и услуг в разы. Это объяснимо — люди устают жить в изоляции, в условиях ограничений и при первой же возможности хотят восполнить упущенное.

Так что есть все основания полагать, что в ближайшее время спрос не только восстановится, но и заметно вырастет. Конечно, не все абсолютно безоблачно — сказываются рыночная неопределенность, курсовые колебания, общее ощущение нестабильности, невозможность спрогнозировать развитие ситуации. Но при всех этих условиях жизнь не останавливается, остаются наработанные контакты, постоянные клиенты и спрос на продовольствие.

Китай по-прежнему остается крупнейшим в мире потребителем свинины, но на фоне ситуации с АЧС, на протяжении долгого времени спрос на говядину растет на 50-60% каждый месяц. Если в январе-феврале (это самые «спокойные» в смысле продаж месяцы) 2019 года поставки были на уровне 205 тысяч тонн, то несмотря на эпидемию, в 2020 году за этот период мы порядка 400-500 тысяч тонн завезли, правда они, как я уже говорил, долго стояли нерастаможенными в порту.

В последние две недели мы уже начали ритмичные продажи говядины со своего склада в Китае. Цены пока невысоки — виной те самые нереализованные запасы. Наши потребители — крупные сети и рестораны — пока еще боятся делать большие закупки в запас. Берут, исходя из своих текущих потребностей. Те, кто раньше закупал 10-15 тонн в месяц, ограничиваются 2-3 тоннами. Продажи, хоть и тяжело, но идут.    

Бразилия, Аргентина, ЮАР, Австралия. Новая Зеландия, США — все крупные поставщики, которые определяют обычно конъюнктуру мясного рынка, приостановили производство. В результате очень существенные объемы ушли в минус, но остается полтора миллиарда людей, которых нужно накормить при любых обстоятельствах. Это позволяет думать, что цена на говядину, да и на другие виды мяса будет расти. У тех, кто сохранил производство, появляется очень хорошая возможность не только заработать, но, что еще важнее, хорошо зарекомендовать себя: «Мы можем работать стабильно в любой ситуации, мы надежные партнеры». Сейчас очень хороший момент для настоящей диверсификации рынка, о которой так много говорят в Беларуси, но при этом все равно остаются практически полностью ориентированными на поставки в Россию. Между тем, российский мясной рынок становится все более самодостаточным по всем видам продукции, работает на полное замещение импорта, укрепляет экспортные амбиции.

Я бы посоветовал белорусским предприятиям сконцентрироваться. Ведь белорусский объем в масштабах Китая совсем небольшой, поэтому стоит, на мой взгляд, поставить общей целью обеспечивать ритмичные поставки в один город, такой как Чэнду, например, (в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу — конкуренция существенно выше). Его население с пригородами — 30 миллионов человек.  Этого вполне достаточно, чтобы развивать на этой ограниченной территории свой бренд, завоевывать этот локальный рынок, чтобы китайские партнеры могли всегда рассчитывать на белорусские поставки и не искали других возможностей, не опасались, что поставщики их подведут.

Подчеркиваю, что в нынешних условиях особое значение приобретают долгосрочные контракты и партнерство в самом широком смысле этого слова, умение, а главное желание, искать компромиссы, идти навстречу друг другу.

Я не устаю объяснять своим белорусским партнерам, что китайский рынок очень своеобразный, а они, порой, просто не могут понять какими глубокими могут быть ментальные различия. Но, если ты принимаешь сам факт их существования, то можешь использовать некоторые моменты себе на пользу. Китайцы сами всегда полностью ориентированы на запросы партнеров, готовы идти им навстречу и ждут того же от своих контрагентов. Хотелось бы, чтобы последние были более разворотливыми, более активными, готовыми к компромиссам.

Китай, я уверен, самый перспективный рынок для белорусов, подтверждение тому — рекордные цены на говядину в полутушах (ощутимо выше, чем в России), по которым мы работали с белорусами в конце прошлого года. К сожалению, тогда было аккредитовано только два предприятия.

Источник: ПРОДУКТ.BY