Вы здесь

Как работает закон об органической продукции в Беларуси

04.02.2020

18 ноября прошлого года в Беларуси вступил в силу Закон «О производстве и обращении органической продукции». Помимо определения органической продукции, документ содержит требования к процессам ее производства и обращения. Законом вводится добровольная сертификация органической продукции и процессов ее производства согласно госстандартам. Как функционирует закон об органической продукции в стране, с какими проблемами сталкиваются ее производители, а также каковы перспективы этого сегмента рынка?

Фото: из интернета

Пять лет на пять глав

Закон «О производстве и обращении органической продукции» в Беларуси был принят почти одновременно с российским. Над документом Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики совместно с НАН и другими государственными органами работало пять лет. К проекту были сразу разработаны десятки нормативных документов и подзаконных актов, гармонизированных с европейским законодательством. Работа по развитию национальной законодательной и производственной базы шла год.

Презентуя новый нормативный документ в рамках панельной дискуссии на 25-й Международной выставке-ярмарке «Продэкспо», заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Татьяна Курбанович посетовала, что большинство отечественных производителей органической продукции в стране специализируются в области растениеводства и садоводства.

Она выразила надежду, что с принятием соответствующего закона объемы как органического молока, так и продукции из него, не только возрастут, но и достигнут в будущем уровня, позволяющего начать экспорт.

По словам директора КФХ «ДАК» Дмитрия Крылова, технологическая цепочка «органической молочки» в отличие от «органических фруктов, ягод, овощей, зерновых» — значительно сложнее, продолжительнее по времени и более затратная.

Сертифицировать — всё

Согласно принятому в республике закону, прежде, чем молочная продукция, сертифицированная как органическая, попадет на прилавок с соответствующим зеленым значком (т. н. «евролист»), должно пройти три года переходного периода, в течение которых предприятиям запрещено пользоваться химикатами, пестицидами, ядами, а в отношении животных дополнительно запрещено использование антибиотиков в профилактических целях.

Кроме того, корма для животных также должны быть сертифицированы как органические (они могут быть либо собственными, из «своего сертифицированного хозяйства», либо приобретенными у сторонних организаций, но также быть сертифицированными как органический продукт).

Если максимально просто представить себе схему «органического молока», то она будет выглядеть следующим образом: сертификация хозяйства (земля, растения, корма, животные) + сертификация переработки молока.

Органы сертификации

Помимо двух национальных сертификационных органов, на территории страны работают органы сертификации Украины, Литвы, Латвии, Германии и т. д. У каждого из них свои расценки на сертификацию; у зарубежных — от 200 до 1000 евро. Сертификацию необходимо подтверждать ежегодно.

При этом большинство фермерских хозяйств, занятых производством органической продукции, пока предпочитают пользоваться услугами зарубежных сертификационных органов.

Неприлично сильный перекос в сторону «иностранной» сертификации, по мнению директора КФХ «Экоферма Мелковичи» Павла Карпалова, вызван рядом обстоятельств. Во-первых, собственные национальные органы сертификации органической продукции появились в стране совсем недавно и еще «не набили руку в этой достаточно специфической деятельности»; во-вторых, все ждут, когда помимо закона появятся еще и соответствующие подзаконные акты, регулирующие данный рынок. Как ни крути, но белорусский Закон «Об органическом производстве...» не настолько полон, как, к примеру, Регламент Совета (ЕС) № 834/2007 (28.0602007) об органическом производстве и маркировке органической продукции и Регламент Комиссии (ЕС) от 899/2008 (05.09.2008) с положениями о порядке производства органической продукции.

Цена «органического вопроса»

Как считают руководители фермерских хозяйств, при наличии определенных ограничений — по питанию, содержанию, сертификации производства — органическое производство невозможно сделать столь же интенсивным, как и традиционное. То есть конкурировать за счет одной экономики с «неорганической» органическая продукция априори не может. Разница в цене составляет от 30 до 50%.

Причем и в Беларуси, и за рубежом, и в той же Европе. И данное обстоятельство сегодня — главный сдерживающий фактор развития «органики» в стране. Взрывной рост производства органической продукции в мире происходил (и происходит) лишь в тех странах, где государство серьезно субсидирует данное направление сельхозотрасли.

В Европе предусмотрены различные формы финансовой поддержки производителей органической продукции. К примеру, в Австрии размер государственных субсидий достигает 600 млн евро/год (при выращивании овощей — 800 евро/га, садов — 508 евро/га); в Латвии применяются различные схемы поддержки (субсидии на 1 га с/х угодий, налоговые послабления, выделение льготных кредитов и пр.). Выдаваемые европейским фермерам-органикам субсидии напрямую зависят от того, насколько они способствуют сохранению натуральных угодий (в среднем 625 евро/га); в Германии — не более 500 евро/га; во Франции сельхозпредприниматели получают дополнительные субсидии лишь в течение переходного периода к органическому сельскому хозяйству (первые два года уровень дотаций максимален: 511 евро/га в год); в США компенсируются затраты на сертификацию в размере 750 $.

Ждать в обозримой перспективе чего-то подобного в Беларуси вряд ли будет целесообразным, считают участники рынка.

Есть и другие сдерживающие факторы. Например, сегодня рынок органической продукции для большинства людей в стране пока не совсем понятен. Запрос потребителя в отношении продовольствия в большей мере сформулирован словами фермерский, крестьянский. Массовый потребитель не разделяет «продукт органический» и «продукт деревенский». В магазинах на одних полках, предназначенных под органическую продукцию, мирно соседствуют товары с метками «фермерский», «органический», «натуральный», «экологический» и пр.

При этом понятийным аппаратом закона об органике продукция обозначена лишь одним термином — «органическая продукция». Заставить же торговые сети соблюдать «букву закона» и разделять в торговых залах «органику» и «неорганику» (как в Европе и в США) фермеры не могут. Это также серьезно сдерживает развитие производства органической продукции.

Экономика против философии

Сегодня фермеры-органики Беларуси не ждут «взрывного» роста ни по количеству людей, занятых производством органической продукции, ни по объемам производства. Доля фермерских хозяйств страны в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции крайне незначительна (менее 2,5%): в производстве продукции растениеводства — около 4,5%, в животноводстве — около 0,5%. И этот объем в стране делают около 3200 фермерских хозяйств, по данным Белстата. При этом количество фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве органической продукции — около полусотни. Думать о каких-то экспортных объемах пока не приходится. Органическая «молочка» — это всегда обязательно «скоропорт», а значит, продукт в большей мере локальный, и если его экспортировать, то максимум в приграничные районы сопредельных стран.

Тем не менее, тренды в производстве органической молочки в стране экспертами обозначены. Связаны они будут, главным образом, с вовлечением в растениеводство и садоводство элементов животноводства: во-первых, животноводство — это собственные «органические удобрения», во-вторых, без пестицидов, ядохимикатов, антибиотиков в сельском хозяйстве всегда присутствует риск чего-то недополучить. Нивелировать такой риск позволяет ассортимент выпускаемой продукции.

В такой ситуации для большинства белорусских фермеров производство органической продукции — это не столько экономика, сколько философия. Работая на микроуровне со стадом в 10-20 коз или 2-3 коровы, каждый из них занял свою небольшую долю рынка с нишевым продуктом с постоянным устойчивым спросом и, как говорят фермеры, затаился в ожидании лучших времен.

Источник: Мilknews

Новости по теме:
Агрокомбинат «Ждановичи» начал выпускать новую линейку органических продуктов, качество которых подтверждается...
Заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Татьяна Карбанович, как пишет sb.by, считает...
Беларусь рассматривает вопрос вступления в Международную федерацию органического сельскохозяйственного движения (IFOAM...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.