Как продавать кефир в стране, где его не пьют
- 12.12.2016 15:37
«В какой-то момент я поняла, что достаточно финансов было в моей жизни, и я захотела создать бизнес, который принес бы пользу людям», — говорит основатель компании Bio-tiful Dairy Наташа Боус.
После окончания экономического факультета МГУ Боус более 15 лет занималась финансами сначала в России, потом в Ирландии и Англии.
«Для меня важным этапом моей жизни было рождение моей дочери 6 лет назад, — рассказывает Наташа. — Я поняла, что мои интересы и взгляды на жизнь изменились. Это было отправной точкой в принятии решения об изменении моей карьеры».
Советы Наташи Боус начинающим бизнес в Британии:
Не бойтесь обращаться к другим игрокам на рынке — здесь делятся информацией.
Набирайте команду как можно раньше. Делегируйте. Лидерство очень важно, но лидер сам по себе мало что может создать. И чем дальше компания развивается, тем более очевидным это становится.
Про кефир Наташа знала только то, что она его очень любит. Как производить и продавать его в стране, где кефир не пьют с детства, как в России, было не совсем понятно.
«Я начала с нуля, собрала как можно больше информации, поговорила с различными участниками рынка, мне дали совет, это было важно, — вспоминает Наташа Боус. — Но я также знала, что в основном могу полагаться только на себя».
Поэтому первые три года Боус финансировала бизнес сама, используя в качестве первого капитала свои многолетние сбережения.
Коммерческие продажи начались 3,5 года назад.
«В течение полутора лет мы вышли на прибыльное производство. Сейчас мы производим примерно 20 тыс. бутылок в неделю», — говорит Наташа Боус.
Самая большая сложность для любого предпринимателя в области пищевой индустрии в Великобритании — это поставить свою продукцию на полки больших магазинов, рассказывает Боус.
«Это олигополия, тут всего 5-6 больших магазинов, которые владеют рынком», — констатирует она.
Поэтому первым большим достижением в своем бизнесе Боус считает продажу ее кефира и ряженки в больших престижных магазинах — Harrods, Selfridges и Fortnum&Mason.
Свой кефир и ряженку компания Боус производит на органической ферме в Девоне. Спрос, говорит она, растет очень быстро.
С точки зрения оборота Bio-tiful Diary ещё не перешла рубеж в миллион фунтов в год. «В большой степени это отражает тот момент, что я человек консервативный и продолжаю многое делать сама», — признается Наташа.
«Я думаю, что не слукавлю, если скажу, что у меня не было провалов с тех пор, как я начала бизнес 4,5 года назад, — продолжает она. — Но тот факт, что я совершила большое количество ошибок, которых можно было избежать — в этом я также уверена».
Больше всего Наташа Боус сожалеет о том, что с самого начала слишком много взвалила на себя.
«И поэтому один из моих основных советов для тех, кто начинает свой бизнес — не задерживаться и набирать команду», — заключает Наташа Боус.