Как не допустить масложирового цугцванга?

Объемы потребления пищевой масложировой продукции снижаются, а иностранные производители стараются вытеснить отечественных, рассказал директор ОАО «Минский маргариновый завод» Александр Шатило.

Фото: из интернета

Согласно анализу рынка, проведенному ОАО «Минский маргариновый завод», в прошлом году производство майонезной продукции в стране сократилось на 11,7% по сравнению с 2017-м. Российские компании укрепили свои позиции благодаря ценовой (акционной) политике, поэтому в 2018 году импорт увеличился на 18,9% по отношению к 2017-му и на 44,6% — к 2016-му.

В 2018 году объемы выпуска маргариновой продукции уменьшились на 33% по сравнению с 2017-м и на 47% — с 2016-м. В прошлом году импорт сократился на 2,2% по сравнению с 2017-м.

Сетям нужны скидки

Новые белорусские игроки на рынке не появляются, а тем, кто уже работает на нем, трудно конкурировать с российскими компаниями. «Если рассматривать долгосрочный период, то новых белорусских производителей майонезной и маргариновой продукции не появляется. В состоянии работать лишь сильнейшие. Остальные либо разорились, либо имеют серьезные проблемы. Так происходит из-за того, что все больше людей стараются следовать здоровому образу жизни, а крупным торговым сетям интереснее работать с российскими продуктами и делать на них большие надбавки», — сказал Александр Шатило.

Эксперт отметил, что крупные торговые сети получают максимальные скидки от производителей и одновременно делают необоснованно высокие (до 80%) надбавки. Заводы не всегда могут позволить себе принимать участие в различных акциях, поскольку сети требуют скидок, из-за которых промомероприятия становятся экономически неэффективными.

«Мы понимаем, что от нас сегодня требуется максимальная скидка, причем всем сетям одновременно. Покупатель от этого не выигрывает. Если бы надбавка была ограничена 30% с учетом нашей скидки, тогда покупатель выиграл бы. Получается, данные деньги сети забирают себе. Это перекос в экономике», — подчеркнул глава ОАО «Минский маргариновый завод».

Нет задачи заработать

Задача российских компаний — не заработать, а оттеснить белорусского производителя на рынке, поэтому они готовы реализовывать продукцию по цене ниже себестоимости. То же самое касается тендеров и внутриотраслевых поставок на предприятия «Белгоспищепрома».

«По маргариновой продукции у российских компаний есть дилеры. Их задача — выиграть тендер любой ценой, даже если она убыточна. Сколько бы мы ни опускали цену, дилер всегда предложит еще меньше. Это демпинг в чистом виде. Если российские холдинги за месяц выпускают больше, чем все белорусские предприятия за год, то сбросить на наш рынок "немного" товара по любой цене не проблема для них. Когда нас и конкуренции не будет, цена станет совсем другой», — заявил Александр Шатило.

Производить на своем

По словам руководителя, производство растительного масла в стране использует в основном сырье из Украины и России. В прошлом году объемы выпуска данного продукта достигли 228% по отношению к 2017-му, при этом емкость рынка уменьшилась на 37% из-за почти четырехкратного увеличения экспорта.

Акцент нужно сделать на поиске новых продуктов, которые можно выпускать на нынешних мощностях, при минимуме зарубежного сырья и оборудования. Поскольку для загрузки предприятий, производящих растительное масло, белорусского сырья недостаточно, следует популяризировать, например, рапсовое масло. Для этого нужно обеспечить в том числе низкую себестоимость рапса — благодаря повышению урожайности.

«Необходима государственная программа. В Германии такая программа реализовывалась тридцать лет, для того чтобы ограничить внутренний рынок от подсолнечного масла. Немцам это удалось. Сегодня нам невыгодно продавать рапсовое масло. Однако оно имеет большую пищевую ценность, чем подсолнечное. Если бы была принята грамотно выстроенная госпрограмма, выиграло бы и население, и государство. Когда сырье выращивается в Беларуси, валюта не расходуется, мощности задействованы и чистая прибыль остается в стране», — пояснил Александр Шатило.

Собеседник также рассказал о госпрограмме «Северная Карелия», реализованной в Финляндии. Она была направлена на снижение потребления животных жиров и их замену растительным маслом.

«Финны провели исследование. Они выяснили, что повышенное потребление соли и животных жиров снижает продолжительность жизни, и решили заместить масло спредом. В результате 95% сливочного масла Финляндия продает на экспорт. Программа, которая защитит внутренний рынок, поддержит сельское хозяйство и продвинет здоровый образ жизни, по силам только государству», — подчеркнул директор.

Объединяться поздно

Если раньше отечественные производители могли объединиться для защиты своих интересов, то сегодня это уже нецелесообразно. «В 1996 году впервые было предложено объединить в холдинг предприятия масложировой отрасли. Еще шесть раз этот вопрос обсуждался на уровне правительства, но так и не сдвинулся с мертвой точки. Сейчас финансовое положение белорусских игроков масложировой отрасли ухудшилось, тем не менее пока мы работаем устойчиво, без кредитов на текущую деятельность и с 8,9-процентной рентабельностью. Сегодня объединение предприятий стало бы, скорее, донорством для закрытия долгов убыточных производств», — сказал Александр Шатило.

Экспорт спасет эксклюзив

Что касается экспорта продукции массового потребления, добиться высоких результатов не удастся. Наши соседи имеют собственные масложировые отрасли, объемы их производства превышают внутреннее потребление.

«У нас нишевый экспортный потенциал: мы не можем выпускать маргарины на экспорт. Зато можем находить клиентов со специфическими потребностями. Например, наше предприятие специализируется на выпуске спредов. В Беларуси данный продукт еще недостаточно востребован, хотя во всем мире потребление сливочного масла снижается. Данный продукт заменяется именно спредами. Несмотря на то что транснациональные холдинги такую продукцию выпускают, в этом сегменте есть место и для нас», — отметил директор по коммерческим вопросам ОАО «Минский маргариновый завод» Дмитрий Кашников.

Сейчас предприятие поставляет свою продукцию в африканские государства, Сингапур, Сербию, Китай, Кот-д’Ивуар и др. К сожалению, некоторые рынки труднодоступны для белорусской майонезной продукции из-за небольшого срока ее годности. «Мы выпускаем продукты с натуральными ингредиентами, а значит, с небольшим сроком годности. А экспортная продукция — это, как правило, товары со сроком годности 12 месяцев и более. Мы даже не пытаемся выпускать продукцию с таким показателем», — заключил Дмитрий Кашников.

Источник: belmarket.by