Вы здесь

Как китайский рынок распахнул двери для российского молока

26.11.2019

С чего все началось?

В конце прошлого года Россия и Китай договорились о взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции, включая коровье, козье и овечье молоко, сливки, йогурты, кефир, молочную сыворотку, сливочное масло, сыр и творог. С этого момента появился согласованный обеими странами список предприятий, допущенных к продовольственному рынку соседа. В России таким правом пока обладают 33 компании: в частности, подмосковная «Лакталис Истра». Отдельно согласован список из 50 поставщиков мороженого.

Фото: из интернета

Почему это важно?

Китайский рынок предлагает российским экспортерам огромный потенциал. Уже сейчас КНР является одним из крупнейших импортеров молочной продукции: общий размер поставок товаров этой категории в республику оценивается в $7 млрд в год, а объем рынка — в $90 млрд. По оценкам аналитиков, к 2024 году страна будет потреблять больше молока, чем производят такие крупные экспортеры, как Австралия и Новая Зеландия вместе взятые.

Почему туда не поставляли молоко раньше?

Традиционно, в Китае не было развитой культуры потребления молока. Ещё в 1958 году среднегодовой показатель на человека не превышал 2,5 кг. Ситуация начала активно меняться во времена реформ Дэн Сяопина, которые заложили основу для появления в стране частных молочных ферм. В 2017 году средний житель Китая потреблял уже свыше 36 кг молочной продукции, что значительно больше, чем раньше, но составляет меньше трети от среднемирового значения. Запрос граждан КНР на «молочку» продолжает расти — в среднем рост потребления с каждым годом увеличивается на 871 тысячу тонн, аналитики предсказывают ежегодный рост спроса на 8-9%.

Какова ситуация на рынке КНР сейчас?

На полках китайских магазинов представлен широкий спектр продуктов: от молока и йогуртов до молочных злаковых батончиков и мороженого. Во многом рост потребления обусловлен изменениями в сфере общепита, которые привели к большему распространению латте, мягкого мороженого, молочного чая. Самые популярные категории потребления — детское питание, пастеризованное молоко длительного хранения и йогурты. Именно последние являются самой быстрорастущей молочной категорией в стране.

Что делают российские экспортеры?

Один из сертифицированных поставщиков на рынок Китая — «Милком» — в марте подписал контракт с Li Hua Economic and Co. Ltd. Suifenhe, чтобы поставлять в Китай 500 тонн молочной продукции и 40 тонн мороженого ежемесячно. Уже в апреле на полках китайских магазинов появились упаковки российского молока, хотя первые поставки ожидались только осенью.

Экспорт молочной продукции в Китай показывал стремительный рост еще в 2016 году, в первую очередь за счет мороженого и сырных продуктов. В минувшем году рост продолжился — поставки выросли на 11% в молочном эквиваленте. Многие производители-экспортеры объясняют свои успехи вниманием к особенностям китайского рынка, стремлением адаптировать товары под местного потребителя, разработать уникальную продукцию с узнаваемым дизайном упаковки. Эксперты соглашаются и предполагают, что полноценно развивать экспорт в КНР смогут лишь те предприятия, которые окажутся достаточно гибкими, чтобы подстроиться под новые вызовы.

Почему для России важен экспорт молочной продукции?

Подстегивает экспорт отечественного продовольствия поставленная руководством страны задача: нарастить зарубежные поставки до $45 млрд к 2024 году. Именно аграрный сектор может дополнить традиционные экспортные позиции, такие как природные ископаемые и лес. По плану, отгрузка мяса и молочной продукции за 5 лет должна достигнуть $2,8 млрд — в 4,4 раза больше, чем сейчас. Только в прошлом году экспорт продовольствия из России в Китай увеличился на 42%, значительно опередив общий показатель прироста двусторонней торговли, который составил 27,1%.

Заинтересованы ли в поставках сами китайцы?

Добавляет уверенности в успешном выходе отечественного молока на новый рынок закрепившийся образ экологически чистой продукции. По словам торгового представителя РФ в КНР Сергея Инюшина, ее потребление в Китае считается престижным.

Еще одно перспективное направление сотрудничества с китайскими партнерами — создание совместных предприятий по переработке молока на территории России. Полученная продукция в итоге могла бы поставляться не только на рынок КНР, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Переговоры с крупнейшими китайскими молочными производителями по этому вопросу уже идут: в сентябре компании из КНР вложили более 400 млрд рублей в производство в Приморском крае.

Как российская молочная продукция сегодня попадает на рынок КНР?

Российские поставщики и производители ищут новые пути доставки своих товаров китайским покупателям. Один из возможных механизмов — проект Российского экспортного центра «Good Food Russia», направленный на продажу отечественной продукции через международные электронные платформы. Крупные онлайн-площадки в Китае широко развиты — уже сегодня 35% всех розничных продаж в стране осуществляется через интернет.

Именно они могут помочь российской продукции вырваться за пределы северных регионов Китая. Пока же товары из России (в первую очередь, из регионов Дальнего Востока) попадают на прилавки магазинов и рынков севера КНР благодаря приграничным зонам свободной торговли, но практически неизвестны покупателям в центре страны и на юге, в наиболее развитых и богатых областях.

С какими сложностями сталкиваются экспортеры?

На экспорт идут в основном российские сыры и йогурты. Это обусловлено не только вкусовыми предпочтениями иностранных потребителей, но и тем, что скоропортящаяся продукция до КНР просто не успевает доехать. Изменить ситуацию планируется с помощью запуска специальных рефрижераторных железнодорожных перевозок. Сами производители называют одним из наиболее важных вопросов компенсацию логистических расходов: зачастую поставки из Германии в Китай обходятся дешевле, чем из России, за счет обширных программ господдержки.

Тем не менее, есть у российской молочной продукции и важное конкурентное преимущество в виде дальневосточных производств, расположенных в нескольких часах езды от границы с КНР. Благодаря этому приграничные китайские провинции в теории могут быть полностью обеспечены российской продукцией со сроком годности до семи дней.

Получают ли экспортеры господдержку?

Как и всем сельхозпроизводителям, экспортерам молочной продукции доступны различные федеральные и региональные субсидии и льготы. Из российского бюджета на меры поддержки для предприятий АПК в этом году направили свыше 303 млрд рублей, в том числе 38,8 млрд рублей на поддержку экспорта. В Подмосковье, в частности, совокупный объем господдержки составил 7,1 млрд рублей: 885,4 млн на поддержку племенного животноводства, 788,8 млн на субсидии на 1 кг молока, 172,8 млн на приобретение техники и т. д. Кроме того, экспортерам оказывают помощь в прохождении сертификации на рынок КНР и других стран.

В 2017 году в Московской области увеличили максимальный размер гранта на развитие животноводческих ферм до 43,2 млн рублей (в других регионах — до 30 млн), с прошлого года доля гранта на софинансирование проектов развития животноводческих ферм молочного направления выросла с 60 до 80%. Производителям также доступна компенсация капзатрат (до 30%), льготные кредиты (не более 5% годовых), компенсация за приобретение технологического оборудования при реконструкции молочных комплексов (до 50%).

Где можно узнать больше о поставках российского молока за рубеж?

Экспорт молочной продукции станет одной из основных тем для обсуждения на VI Международном агропромышленном молочном форуме, который пройдет 26-27 ноября в Доме правительства Московской области. Форум — ключевое мероприятие отрасли, призванное дать ей новый импульс, обратить внимание государства и инвесторов на динамично развивающийся рынок, его экспортный потенциал и возможности для импортозамещения.

Тематика пленарного заседания в этом году — «Реальность экспорта: станет ли российское молоко частью мирового рынка?». На нем эксперты, среди которых Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, Генеральный директор «ЭкоНива-АПК Холдинг» Штефан Дюрр и Вице-президент регионального совета Овернь-Рона-Альпы, Франция Филипп Менье, обсудят перспективные рынки для российского молока и основные трудности на пути отечественных экспортеров.

Источник: Мilknews

Новости по теме:
Такую точку зрения высказал исполнительный директор Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Артем Белов...
С января по август Россия импортировала в Китай 271,4 тонны мороженого на сумму 863 тысяч долларов. Такая статистика...
Торгово-промышленная палата России (ТПП) наблюдает рост в Китае контрафактной продукции, которая продается под...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

info@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.