Вы здесь

Как изменился молочный рынок России

Из-за дефицита картонной упаковки стали срываться поставки молока. Где-то не подвезли финского картона, где-то — перекиси водорода для обеззараживания многослойной упаковки. Перекись, оказывается, тоже делают не в России. 

У одного из крупнейших участников рынка — компании «Элопак» — закрылся завод на Украине, а российский завод из-за перебоев с поставками картона снизил производство. Но гендиректор «Союзмолока» Артём БЕЛОВ считает, что все сложности преодолимы. Потому что крупнейший производитель упаковки (знаменитый «Тетра Пак») продолжает работать и уходить из России не собирается.

Будем ли ходить в магазин с бидоном?

Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Артём Сергеевич, будем, как встарь, пользоваться бидонами?

Артём Белов: Зачем сразу так? В крайнем случае на полках будет больше молока в белых пластиковых бутылках, в которые уже сейчас разливают йогурты, кефир и другую продукцию.

— Большинство молочных компаний в России учреждены иностранцами... Какие из них сейчас уходят с нашего рынка и чем это для нас обернётся?

— Пока все компании официально заявили о том, что продолжают работать на нашем рынке. Есть одна фирма, не первого эшелона, которая серьёзно рассматривает вопрос ухода из страны. Но это уникальный случай, и, раз вопрос пока не решён, называть её не буду. Те бренды, к которым привык наш потребитель, останутся на полках магазинов. Важно и то, что современное молочное производство — это российские сырьё, заводы, персонал. Даже если в перспективе какими-то компаниями будет принято решение об уходе с нашего рынка, это не произойдёт внезапно, с закрытием заводов и остановкой производств. Это будет процесс поиска покупателя предприятий. С точки зрения потребителя нет никакого риска.

— Возможен ли дефицит молока?

— 84% молока производится в России. Оставшиеся 16% — импорт. Однако 90% этого импорта — поставки из Белоруссии. То есть союзное государство России и Беларуси обеспечивает себя молоком более чем на 100%. И производит все категории молочных продуктов.

Некоторое количество сыров и сливочного масла мы завозим из стран Латинской Америки. Там нет вопросов по готовности продолжать экспорт в Россию, но есть проблемы с логистикой. И мы помогаем их решить.

Есть трудности, связанные с изменением цепочек поставок некоторых ингредиентов молочной продукции. Например, наполнителей для йогуртов и творожков. Часть из них везли из стран, которые ввели санкции. Но это вопрос времени: появятся другие поставщики.

 

 

Как государство поддержит отрасль?

— А что будет с поголовьем молочного скота?

— 70% племенного материала теперь российские, построено несколько селекционно-генетических центров. По импорту ограничения декларируются, однако поставки даже из так называемых недружественных стран продолжаются.

Из-за роста курса доллара выросла стоимость всех импортных поставок, а все контракты перевели на предоплату, тогда как раньше были отсрочки платежей. Это требует больше оборотных средств и от фермеров, и от компаний.

Но есть поддержка государства. Принято решение включить 20 крупных компаний — производителей молочных продуктов в число системообразующих и дать им кредиты под 10%. Крестьянам субсидируют 100% ключевой ставки и дают кредит под 5%, для них появились кредитные каникулы. Я очень надеюсь, что в нынешней ситуации производители увидят не только финансовые меры поддержки, но и устранение административных барьеров, что позволит бизнесу чувствовать себя более свободно. Бизнес найдёт пути выхода. Но надо помогать ему там, где положение критическое, например, при разрыве логистических связей с Европой.

На сколько подорожают молоко, кефир и сыр?

— Как сильно вырастут цены из-за увеличения себестоимости производства?

— К счастью для покупателя, мы не можем перекладывать в цену все наши сложности. Молочная продукция является социально значимой. Поэтому производители стараются сохранить цены на доступном уровне: их минимальный рост сразу же приводит к снижению потребления.

— Молоко уже подорожало на 10% во многих регионах. Что будет дальше?

— Не думаю, что рост цен будет больше потребительской инфляции. Серьёзные скачки цен всегда приводят к падению спроса на сырое молоко и на все молочные продукты по цепочке, что хорошо известно производителям. Поэтому от них не стоит ждать резкого повышения цены.

— Есть прогноз Fitch, что инфляция составит 18%...

— Пока это только прогноз.

— А сколько мы пьём молока и едим молочных продуктов? И какие самые любимые?

— Мы едим и пьём не так уж много молочки — всего240 кгна душу населения, по оценке Росстата. Но медицинская норма — 325. При этом 10% самых богатых граждан потребляют на уровне нормы, а 10% самых бедных — в 2 раза меньше. Когда пройдём этот сложный период, вернёмся к росту доходов, тогда, думаю, потребление будет расти.

У нас больше всего росло потребление сыров: за последние 5 лет — прирост на 26%. И даже сейчас происходит рост. Это притом что в целом потребление молочных продуктов в последнее время не увеличивалось.

Сыроделие было самой быстрорастущей подотраслью. Потребление кисломолочных продуктов, наоборот, снижалось. Производство сыров, скорее всего, останется самым перспективным сегментом.

В Нижегородской области много работающих предприятий и производств, у которых есть планы развития.

— При этом все закваски для сыров импортные...

— Значительную долю заквасок мы до сих пор импортируем, особенно для деликатесных сыров. Но пока, по моей информации, проблем с поставками нет. А для большинства традиционных российских видов сыров есть отечественные закваски.

— Как думаете, изменится ли потребление молочных продуктов в России из-за этого кризиса?

— Можно прогнозировать снижение потребления десертной группы, разного рода творожков, возможно — йогуртов. Что касается группы социально значимых молочных продуктов, то здесь, скорее всего, спрос будет сохраняться.

Источник и графика: «Аргументы и Факты»

Новости по теме:
В Могилевской области реализуется первый в Беларуси проект в области племенного козоводства. Об ...
В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступили предложения предпринимателей вдвое сократить сроки, в ...
В стране планируют наладить производство безлактозной молочной продукции, среди которой будут йогурты и сыры...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22




*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.