Вы здесь

Как Европа и Центральная Азия справляются с COVID-19

Рабочая группа ФАО подготовила бюллетень о степени воздействия пандемии коронавируса на продовольственный рынок.

Исходя из предварительных выводов исследований, проведенных 16–22 апреля 2020 года, пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на транспорт, хранение, сбыт, финансирование в области продовольствия и доступность ресурсов. Больше всех в сфере перевозок, хранения и сбыта пострадала производственно-сбытовая цепочка рыбы и рыбной продукции, за которой следуют цепочки производства и сбыта молока и молочной продукции, животноводства, зерновых и бобовых культур.

Фото: из интернета

Продовольственная политика — обеспечить запасы

Три основных экспортера региона — Казахстан, Российская Федерация и Украина — внедрили и скорректировали свою экспортную политику по пшенице и основным продуктам питания, призванную обеспечить наличие достаточных запасов для внутреннего потребления в ответ на рыночные потрясения и неопределенность, вызванные пандемией COVID-19.

Из-за обеспокоенности по поводу пандемии COVID-19 многие страны Европы и Центральной Азии приняли новые политические меры, стремясь обеспечить достаточный объем внутренних запасов и избежать роста цен на основные продукты питания. Среди таких политических мер:

— разрешение на распределение продовольствия (Албания, Северная Македония, Республика Молдова),

— предоставление сельскохозяйственных кредитов и финансовых средств (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Северная Македония, Украина, Турция),

— осуществление административного контроля над ценами и рыночных интервенций (Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Северная Македония, Российская Федерация, Турция),

— оказание социальной поддержки уязвимым группам населения для доступа к продовольствию (Кыргызстан),

— содействие сбыту и разработке платформ электронной торговли (Северная Македония).

Зерно — всем хватит

По данным Глобальной системы информации и раннего предупреждения ФАО (ГСИРП), объем производства зерна в 2019 году и предполагаемый конечный запас в 2019/20 гг. близки к рекордно высоким уровням, а запасы в Европе и Центральной Азии (ЕЦА) и во всем мире оцениваются как достаточные. По этой причине ожидается, что состояние глобальных рынков зерновых останется сбалансированным и комфортным, несмотря на опасения по поводу последствий пандемии COVID-19.

Экспортные цены на пшеницу у трех стран- экспортеров — Казахстана, Российской Федерации и Украины — в марте в среднем снизились, но в апреле выросли из-за оживленной торговой деятельности на фоне опасений по поводу пандемии COVID-19.

Хранение — мощности на исходе

У производителей продуктов питания складские мощности на исходе, особенно это касается винных погребов и холодильных камер на бойнях, включая упаковочные материалы. Розничные торговцы также отметили значительное снижение потребительских расходов, и серьезную озабоченность вызывает истечение срока годности продовольственных товаров, которые необходимо срочно использовать в рамках программ социальной защиты.

Как помогают, контролируют и запрещают

Правительство Армении полностью субсидирует проценты по кредитам на все проекты сельскохозяйственного развития, в частности, системы капельного орошения, «умные» фермы, возделывание новых полей и строительство новых теплиц. Еще одна мера в предложенном правительством Армении пакете мер поддержки в условиях пандемии COVID-19 касается изменения размера субсидий и применения со-финансирования сельскохозяйственных программ.

31 марта 2020 г. правительство Беларуси обнародовало постановление о введении трехмесячного запрета на экспорт ряда основных продовольственных товаров, включая гречиху, гречневую крупу, лук и чеснок. 1 апреля 2020 г. правительство Беларуси ввело административный контроль цен. В постановлении правительства говорится, что компании любых правовых форм и форм собственности не должны повышать цены более чем на 0,5 процента в месяц.

Грузия ввела временный кризисный механизм контроля цен на импортные продовольственные продукты, включая рис, гречиху, пшеницу и пшеничную муку, макаронные изделия, подсолнечное масло, сахар, порошковое молоко и бобовые. Правительство запустило программу субсидирования импорта пшеницы, в соответствии с которой бенефициар программы будет получать субсидию в размере 40 долл. США за тонну импортируемой пшеницы при условии продажи 50-килограммового пакета муки по цене не выше 51 грузинского лари ($16) Министерство охраны окружающей среды и сельского хозяйства разработало «Государственную программу по сохранению цен на продовольственные продукты первой необходимости». Агентство по развитию сельского хозяйства и сельских территорий будет субсидировать импорт и покрывать курсовую разницу в цене для всех импортеров указанных в программе девяти основных продовольственных продуктов в период с 15 марта 2020 г. по 15 мая 2020 г.

18 марта 2020 г. Казахстан использовал региональные стабилизационные фонды для закупки (включая импорт) и обеспечения наличия основных продовольственных продуктов (подсолнечного масла, риса, гречихи, сахара-рафинада, картофеля, моркови, свеклы, лука, белокочанной капусты) и их ценовой стабильности во время чрезвычайного положения. 23 марта 2020 г. был введен пакет мер поддержки сельскохозяйственных производителей, включая освобождение от земельного налога для всех сельскохозяйственных производителей, снижение НДС на некоторые сельхозпродукты, а также трехмесячную отсрочку в погашении кредитов (как основной части кредита, так и процентов по кредиту) со сроком действия до 1 октября 2020 г. Министерство сельского хозяйства утроило финансирование льготных кредитов на посев культур до 170 миллиардов казахстанских теньге — $397 млн.

Что делать — «зеленый» коридор для импортеров

Целевая группа по COVID-19 Регионального представительства ФАО в Европе и Центральной Азии разработала вопросник для изучения того, каким образом пандемия COVID-19 влияет на агропродовольственные производственно-сбытовые цепочки. Во втором раунде опроса, к середине апреля, в выборке операторов в сфере поставок продовольствия в Европе и Центральной Азии было 453 участника: фермеры, поставщики средств производства, производители продуктов питания, крупные розничные торговцы. Страны: Албания, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Северная Македония, Молдова, Сербия, Таджикистан, Турция и Украина.

По итогам опроса рекомендуются следующие меры неотложного политического вмешательства, среди которых:

Производители: оценка холодильных мощностей по всей стране, особенно для мясных продуктов и вина.

Розничные торговцы: с помощью программ социальной защиты следует принимать меры для минимизации потерь и порчи продовольственной продукции с истекающим сроком годности.

Ресурсы: инвентаризация текущих запасов импортируемых товаров, особенно удобрений, пестицидов, ветеринарных препаратов и упаковочных материалов, и предоставление их импортерам доступа к «зеленым коридорам».

Охрана здоровья: необходимо расширить доступность и наличие оборудования и инвентаря для защиты здоровья, особенно для операторов перевозки пищевых продуктов и работников пищевой промышленности.

Фермеры: создание схемы гарантирования кредитов на операционные расходы. Предоставление ссуд для помощи в сфере сбыта, необходимой для покрытия потребностей в денежных средствах. Создание механизмов покрытия дефицита основных продуктов питания на текущий сезон посадки, преобразование краткосрочных долгов в более долгосрочные варианты погашения.

Источник: ПРОДУКТ.BY

Новости по теме:
По данным специализированного доклада ФАО, цены на продовольствие в мире продолжают расти второй месяц подряд, причем...
На волне санкций российские производители начали активно вкладываться в сегмент сыров. Объемы производства продукта...
Рассказываем о новых правилах конкурса, делимся планами к «Белагро-2020» и предлагаем посмотреть краткий видеоотчет...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.