Идентификация молочной продукции — наука и искусство

Почему с точки зрения технической терминологии название «Продукт творожный «Шоколадный» верно, а похожая, на первый взгляд, лингвистическая конструкция «Коктель молочный ультрапастеризованный шоколадный со вкусом трюфеля» — нет? Какова роль системы идентификации молочных продуктов по наименованию? И как малейшее нарушение регламентированной терминологии может обернуться обманом потребителей?

Фото: из интернета


Ответы на эти, а также на многие другие вопросы, касающиеся конструирования наименования молочных продуктов, прозвучали в рамках вебинара «Идентификация молочной продукции по наименованию». Его провели эксперты по стандартизации ВНИМИ д. т. н., зав. лабораторией стандартизации, метрологии и патентно-лицензионных работ Ирина МАКЕЕВА, к. т. н., специалист по патентной работе Наталия ПРЯНИЧНИКОВА, к. т. н., эксперт по стандартизации Наталья СТРАТОНОВА.

По словам Ирины Макеевой, сегодня даже не все специалисты до конца не понимают значимость технической терминологии. Между тем, наука и производство могут существовать только при наличии особого языка, в полной мере приспособленного к их нуждам. Его основа — специализированная терминология. «В последние двадцать лет об этом много говорят и пишут. Однако вспомнить важнейшие принципы формирования системы терминов никогда не лишне: системность, лингвистическая правильность, однозначность соответствия между термином и понятием, однозначность понимания, сконцентрированность только на существенных признаках, непротиворечивость терминам других стандартов. Только безусловное соблюдение этих принципов позволит избежать обмана потребителя», — подчеркивает эксперт.

Принцип системности не раз акцентировался спикерами. Производство пищевой и в частности молочной продукции регулируется целым рядом документов: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», ТР ТС 029/2012 «Требования к безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». И любой продукт должен одновременно соответствовать всем регламентам, которые на него распространяются.

Общие подходы к терминологии могут применяться при построении наименований практически всех видов молочной продукции, но только группировка «Продукты молокосодержащие с заменителем молочного жира» имеет серьезные особенности. Такое положение продиктовано во многом противоречиями, содержащимися в действующих документах либо в отсутствием оных. Примеров того, что система стандартов отстает от регламентированных правил немало. Вопросы, возникающие у производителей в большом количестве, лишний раз говорят о несовершенстве законодательной базы.

Так, из правового поля, ограниченного ТР ТС 033/2013, выпали продукты, произведенные по технологии молочной продукции, но с заменой молочного жира немолочным в количестве более 50% от жировой фазы продукта. Документов, регламентирующих их выпуск, сегодня нет вовсе. Ни к одному из идентифицируемых видов — спреды, маргарины, кремы растительно-сливочные, сливочное масло — она не подходит, но и четкого указания куда ее отнести, как называть и как продавать тоже нет.

Ранее, до 31 декабря 2015 года, такие продукты изготавливали в соответствии с ТР № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и относились к классификационной группировке «молокосодержащие продукты», а объектами регулирования ТР ТС 033/2013 — не стали. Однако и запрета на выпуск подобной продукции нет.
В настоящий момент действует межгосударственный стандарт ГОСТ 32253-2013 «Продукция молочных предприятий. Рекомендации по формированию продуктов». В нем содержатся рекомендации по формированию наименований для продукции со 100% заменой молочного жира. Этот стандарт устарел, но остается единственным нормативным документом, который может быть использован в качестве аргумента для выпуска продукции в обращение. Такие продукты должны соответствовать требованиям безопасности ТР ТС 021/2011, маркировка — ТР ТС 022/2011 (общие требования к пищевым продуктам). А идентификационные показатели и наименования каждый изготовитель устанавливает в своих документах (ТУ или СТО). Периодически к такой продукции возникают претензии, в т. ч. на этапе декларирования, если в ее маркировке содержится информация, характерная для молокосодержащей продукции с ЗМЖ или масложировой.

Экспертное сообщество едино во мнении, что требуют пересмотра также и ГОСТы на мороженое.
Все действия, связанные с конструированием технических наименований, придуманными названиями, торговыми знаками, регламентируются техническими документами. Вместе с тем, от того что и как написано на этикетке часто зависит рыночная судьба продукта. Вопрос компетенции специалистов — сконструировать наименование не только соответствующим всем техническим требованиям, но и привлекательным для потребителя.

Источник: ПРОДУКТ.BY