Хлебные сети

Производителям хлебобулочных изделий нужно научиться рекламировать свои продукты, договариваться с сетями и не рассчитывать на легкие времена — как оказалось, пекари из Беларуси, Украины, России, Литвы обсуждали в Минске похожие проблемы.

Фото: из интернета

В середине ноября в Минске состоялся Международный симпозиум хлебопеков, организатором которого выступил специализированный журнал «Пекарь&Кондитер» при поддержке Минсельхозпрода. Симпозиум — единственное отраслевое мероприятие в Беларуси, которое собирает более двухсот как отечественных, так и зарубежных пекарей. О значимости симпозиума можно судить в том числе по тому, что его посещают руководители всех хлебозаводов страны, представители Минсельхозпрода и первые лица отраслевых ассоциаций России и Украины.

Пока не наступило завтра

С точки зрения объемов хлеба, производимого промышленными предприятиями, и доли рынка, ими занимаемой, Беларусь в некотором смысле не отстает от развитых европейских стран. В Германии, Финляндии, Швеции, как и в Беларуси, более 70% объема продукции производится на крупных предприятиях. С той лишь разницей, что в Беларуси 90% предприятий по выпуску хлебобулочных изделий находятся в государственной собственности.

Заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Вадим Побединский отметил, что продолжается уменьшение производства хлеба: за 9 месяцев нынешнего года объем выпуска сократился на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Тенденция не новая и характерна для всех рынков. Меняется структура питания: на смену хлебным изделиям приходят овощи и мясо. Кроме того, сказываются и новомодные веяния — например, набирает популярность безглютеновый хлеб. Несмотря на то что невосприимчивостью к глютену страдает максимум 3% населения, доходит до абсурда: некоторые производители кетчупов и консервов в числе преимуществ своей продукции указывают, что она не содержит глютена.

Значительное влияние на белорусский рынок хлебобулочных изделий оказывает развитие ретейла. Если в 2014 году их доля в розничном товарообороте составляла 20%, то в 2018-м — 42%. Как отметил представитель Минсельхозпрода, «пока не наступит завтра, мы не будем знать, как хорошо нам было сегодня». Сети активно выпекают собственные хлебобулочные изделия и все меньше нуждаются в продукте хлебозаводов. Это общая проблема для пекарей как ближнего, так и дальнего зарубежья. В Польше давление сетей приводит к тому, что ежегодно закрывается довольно значительный процент частных пекарен. Рынок консолидируется, производители создают собственную сеть торговли и предлагают сетям уникальный продукт. Что касается сети магазинов, то это уже не просто предприятия по продаже хлеба (таких магазинов в Польше нет вообще), это кафе, которые начинают работать не позднее семи утра, где можно позавтракать, купить бутерброд, а их предлагают около двадцати наименований, ну и, конечно, есть wi-fi.

Если говорить о предложении сетям, то, например, польская компания Leks поставляет в крупнейшую сеть Польши Biedronka булочки из специальной муки, не содержащей одного из видов глютена. Не вообще без глютена, а именно без того вида, изделия с которым не могут потреблять страдающие целиакией.

О финансовой ситуации в отрасли можно судить по цифрам: в 2017 году чистая прибыль составила 3,1%, в 2018-м — 1,9%, за 8 месяцев 2019 года — 2,4%. Как отметил Вадим Побединский, значительное число предприятий работает с положительной рентабельностью.

«У нас тоже медом не намазано, — признался председатель правления Национального союза хлебопечения России Сергей Щедрин. — Общая доходность сильно упала, так как вообще платежеспособность в России падает. Причем, нанимаясь на работу, люди спрашивают, не могут ли они часть зарплаты получать, так сказать, в конверте. Если раньше основная причина была в выплатах по алиментам, то сейчас это связано с задолженностью по потребительскому кредитованию. А в итоге все это сказывается на способности отрасли продавать новые продукты, которые, понятно, несколько дороже. Доходность отрасли невелика, и светлых перспектив я не вижу».

Кроме того, Сергей Щедрин говорил о необходимости сотрудничества с госорганами, потому что, «сколько бы ты ни ставил рекламных конструкций и как бы ни пытался воздействовать на конечного потребителя, но если главный санитарный врач скажет что-то против, то вся работа насмарку. Нужно пытаться пробираться через этот частокол. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

«То, что происходит за понятиями добра и зла»

Торговые сети, на сотрудничество с которыми так намекают производители хлебобулочных изделий, на симпозиуме представляла председатель Ассоциации розничных сетей Беларуси Наталья Шаблинская.

Надо отметить, что текст своего выступления она выстроила довольно комплиментарно, но эта комплиментарность попахивала откровенной безнадежностью: мол, ребята, вы, конечно, делаете хороший продукт — ну а что дальше?..

«Наверное, многие производители хлебобулочной продукции испытывают неудовлетворенность, раздражение, претензии к розничным сетям, — осторожно говорила Наталья Шаблинская. — Но положение сегодняшнего дня обязывает более творчески подходить к решению данного вопроса».

В соответствии со всеми законами дипломатии председатель Ассоциации розничных сетей назвала лидеров продаж среди крупнейших хлебозаводов страны. Остановилась на самых известных торговых марках: «Нет таких потребителей, которые не знали бы хлеб «Майский», «Нарочанский». Подчеркнула, что это естественно, когда потребитель выбирает региональный продукт. «Но в чем у нас расходятся пути? — мягко спрашивала-утверждала Наталья Шаблинская. — Сегодня большинство уважающих себя торговых предприятий открывают собственное производство хлебобулочных изделий. Все сети в основном используют натуральные продукты. Аромат выпечки распространяется по торговому залу, что мотивирует покупателя на покупку. Люди, занимающиеся этой продукцией, чувствуют рынок, конъюнктуру. Они мобильны, могут быстро произвести ротацию ассортимента. Работают, как правило, без потерь, потому что несут персональную ответственность. Утилизация очень мала».

Наталья Шаблинская с доброжелательным сожалением подчеркивала: «Ретейл — это бизнес. Он строится на пожеланиях, невозможно продать человеку то, что его не интересует. Покупатель голосует кошельком!»

«Хочу настроить вас на конструктивный подход: давайте больше новинок! Покупатель любит новинки! Изучайте спрос! Организуйте дегустации, проводите интересные рекламные кампании».

Наталья Шаблинская пыталась убедить молчащих пекарей, что она «абсолютно вменяемый человек и понимает, что за каждым моим предложением стоит цена вопроса, но бренды именно так и создаются. Я знаю, что производители выпускают прекрасный товар. Прекрасный товар! Безусловно, вы тоже используете новые технологии и современное оборудование. Но надо еще этот товар и продвинуть! Вы должны убедить коммерсанта, что ваше предложение достойное и лучшее».

Наталья Шаблинская уверена, что связи ретейла и производителей могут быть установлены «в любой момент»: «У нас есть связующее звено — продукция, которую вы выпускаете на рынок. А мы имеем покупателей и знаем их число, оно внушительное. И вот здесь надо искать взаимопонимание, и тогда нас будет ждать успех».

После этого блистательного по выстроенности монолога, в котором производителям отводилось место нерасторопного, только постигающего азы образования школьника, слово взял Вадим Побединский. Заместитель управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода спросил, а точнее — жестко заявил, что сети заставляют производителей снижать цены на свои изделия на 30%, а потом ставят стопроцентную наценку. Понятно, «это бизнес, но то, что происходит, находится за понятиями добра и зла», — заключил Вадим Побединский.

«Конечно, я должна быть с вами предельно откровенна», — осторожно начала Наталья Шаблинская. Казалось бы, после такого вступления должно было последовать признание в совершенном «зле». Однако Наталья Шаблинская просто процитировала устав торговой сети: «В уставе сети написано прямо: создана для извлечения прибыли». При этом она отметила, что «торговля все же социально ответственна, и большинство товаров, входящих в категорию социально значимых, продается с наценкой ниже, требуемой технологическим процессом продажи этого продукта».

Зал молчал. Да и что могли сказать руководители государственных предприятий, связанных по рукам и ногам и вынужденных конкурировать с частными структурами? Завершая выступление, Наталья Шаблинская доброжелательно повторила: это бизнес.

Источник: belmarket.by