Гриц: российский рынок для белорусского молока самый высокодоходный

Беларусь не призывается к одному рынку, и сейчас стоит стратегическая задача диверсификации поставок молочной продукции, заявил Sputnik кандидат экономических наук Георгий Гриц.

Конфликт интересов

По его словам, ситуация, которая развернулась вокруг поставок белорусского молока на российский рынок, является конфликтом субъектов хозяйствования.

«В данном случае это "Союзмолоко", и оно, естественно, лоббирует свои интересы. Федеральное ведомство, что тоже нормально, эти интересы защищает», — пояснил экономический эксперт.

В данном случае интересы вступают в конфликт даже не с белорусской стороной, а с правилами Евразийской экономической комиссии. При существующем формате лоббирования получаются такие издержки.

Гриц считает, что, если бы в ЕАЭС были приняты наднациональные правила и была инстанция, решающая подобные споры, это было бы решено.

«Сейчас вопрос лежит еще глубже. Нет единых правил сертификации продуктов питания. Сейчас нет единого реестра ЕЭК для Евразийского экономического союза: в Беларуси один, в России другой, в Казахстане третий», — добавил экономист.

Необходимо провести унификацию этих требований, что и предусмотрено общей «дорожной картой», однако она ставит сроки реализации до 2020 года.

«Породили ветер, а получили бурю. Конфликты будут продолжаться», — сказал Гриц.

Под присмотром «Меркурия»

Согласно договоренностям, достигнутым между профильными ведомствами, Беларусь подключится к российской системе «Меркурий», которая позволяет отслеживать весь путь продукции от производителя до потребителя.

Благодаря данной системе можно отследить весь путь формирования добавленной стоимость от производителя сырья до переработчика и поставщика.

Гриц заметил, что и в Беларуси есть подобная система, но она не сопряжена с российской. Сроки интеграции обеих систем поставлены на весь 2018 год.

«Если решение вступит в силу, оно позволит снять почти все существующие проблемы», — считает эксперт.

Российская система «Меркурий» не только отслеживает все этапы, которые проходит продукция от поставщика до потребителя, но и также фиксирует все проверки качества товара.

Дефицит и стратегические задачи

В настоящее время на российском рынке молочных продуктов наблюдается устойчивый дефицит, который в основном покрывается за счет поставок белорусской продукции.

Национальная программа безопасности России и, в частности, блок по продовольственной безопасности предусматривают выход к 2020 году на нулевое сальдо, чтобы от импорта молочной продукции перейти к экспорту.

«Это говорит о том, что президент Беларуси ставит перед производителями правильную стратегическую задачу: не замыкаться на российском рынке, а искать другие внешние рынки сбыта», — сказал Гриц.

Белорусские производители и сами заинтересованы в поставках своей продукции на разные рынки. Сейчас сложилась такая ситуация, при которой российский рынок является для белорусской продукции самым маржинальным.

«Это самый высокодоходный рынок», — пояснил экономический эксперт.

Именно этим объясняется интерес белорусских производителей к российскому рынку, несмотря на все возникающие проблемы с доступом к нему.