Генеральный менеджер Heineken в Беларуси Василен Цанов: «Пивоваренным компаниям не нужны покупатели-алкоголики»

26 августа было снято ограничение на продажу алкоголя в Минске в ночное время.

С одной стороны, все производители должны ликовать в ожидании роста продаж и дополнительной прибыли. Но с другой — пивоваренная отрасль озадачена тем, чтобы люди в стране, которая как-то была признана самой пьющей в мире, знали меру и употребляли бы алкоголь ответственно.

В июле 2015 года наша компания стала инициатором исследования отношения белорусской молодежи к вопросу потребления алкоголя, которое показало, что молодые люди воспринимают злоупотребление алкоголем достаточно негативно, а культура пития растет.

Международная исследовательская компания Gemius опросила 531 белоруса в возрасте от 18 до 24 лет. Результаты показали, что большинство комфортно употребляют алкогольные и слабоалкогольные напитки в компании с друзьями дома или на пикнике несколько раз в месяц и реже, но вполне могут отдыхать и без алкоголя, чтобы «вечер удался». Более того, 73% респондентов утверждают, что знают свою меру алкоголя и всегда придерживаются ее.

Тем не менее, проблема злоупотребления алкоголем существует, и решают ее по-разному. Я работал в Польше, России, Словакии и могу сравнивать условия в разных странах. В Беларуси сегодня популярны ограничительные меры и очень формальная профилактика. При этом не до конца используются инструменты ценового регулирования, что позволило бы уменьшить доступность, в первую очередь, крепкого алкоголя (стоимость градуса алкоголя в пиве намного дороже, чем в водке). Более жестко должна отслеживаться и наказываться продажа спиртного несовершеннолетним, а также стоит увеличить ответственность за вождение автомобиля в нетрезвом виде.

При этом информационные мероприятия по профилактике алкоголизации носят достаточно популистский характер и часто не затрагивают те мотивы, которые могли бы подтолкнуть потребителей к формированию более ответственного отношения к алкоголю.

Наш опыт подсказывает, что при общении на тему ответственного потребления алкоголя важен тон. Мрачная социальная реклама и запреты малоэффективны (и это подтверждает статистика). Мы решили пойти другим путем, выбрали простое и понятное сообщение: «Если вы злоупотребляете алкоголем, вы пропускаете все веселье». Так в соцсетях появилась кампания «„Селфи“ на рассвете». Идея пришлась по вкусу, и ее уже поддержали более 60 человек, не только сотрудников компании, но и музыкантов, телеведущих и молодых бизнесменов. Суть проста: встречать рассвет — это здорово, романтично и весело, но это под силу только тем, кто знает меру.

Борьба со злоупотреблением алкоголем со стороны пивоваренных компаний не является «борьбой пчел против меда». Пьянство — это серьезная проблема для всей отрасли. Чем выше напряженность в обществе, тем больше негативных последствий для отрасли: введение дополнительных ограничений на продвижение и реализацию продукции, повышение налогового бремени и прочее. Пивовары не заинтересованы в спаивании населения, нам нужны здоровые и успешные потребители. Умеренное потребление пива не противоречит ведению здорового образа жизни, а свою меру нужно знать во всем: в питье, в еде и в скорости на дорогах.

Безусловно, можно много критиковать пивоваров за проекты по профилактике. Но мы — единственные производители алкоголя, которые не замалчивают проблему, а пытаются ее решать. Хотя исторически сложилось, что Беларусь относится к «водочным» странам. Здесь водка доступнее для пьянства. А пиво находится в тени крепкого алкоголя: потребление пива остается рекордно низким — на душу населения составляет порядка 50 литров (для сравнения: в России — 65, в Польше — 95), пивной рынок в 2015 году сокращается.

Более того, у пивоваров есть профессиональный союз «Гильдия пивоваров», который направляет свои усилия на смещение предпочтений населения в сторону легкого алкоголя и формирование культуры его потребления в Беларуси.

И если уж затрагивать вечную тему отказа от производства пива в ПЭТ в качестве меры по борьбе с алкоголизацией населения, то нужно понимать, к чему это приведет. Издержки пивоваров вырастут и, как следствие, продукция подорожает — и крен будет дальше смещаться в сторону крепкого алкоголя. Пиво же продолжает оставаться менее привлекательным для населения напитком по сравнению с другими видами алкоголя с точки зрения цены.

Источник: people.onliner.by