Федор Мирочицкий: «Изобилия не обещали, но голода не допустили»

В Минсельхозпроде, которому в эти дни исполнилось сто лет, Федор МИРОЧИЦКИЙ проработал более четверти века. На должность заместителя министра пришел в 1969 году. Около десяти лет курировал животноводческую отрасль. Затем был первым заместителем министра, первым заместителем председателя Госагропрома БССР — министром. После обретения Беларусью независимости возглавил Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Для страны в начальный период ее становления это было сложное время: после развала Союза сократилось производство сельхозпродукции, меньше стало поступать зерна. Одна из важнейших задач, которая требовала неотложного решения, — как накормить страну, пишет «СГ».

— Федор Владимирович, в каком состоянии находилась тогда отрасль, какие меры принимались по преобразованию АПК?

— Мне пришлось быть последним руководителем аграрного ведомства в ранге министра во время СССР и первым — в суверенной Беларуси. Время работы в нем можно разделить на два этапа: период созидания и период упадка.

До распада Союза республика наращивала производство сельхозпродукции по всем отраслям. К 1990 году внутренний валовой продукт сельского хозяйства на душу населения достиг среднеевропейского показателя. А по таким видам продукции, как молоко, мясо, яйца, уровень был даже выше. За последние 30 лет советской власти производство сельхозпродукции в Беларуси практически удвоилось. Этому способствовало углубление специализации и повышение концентрации, перевод производства на промышленную основу. Были построены мощные животноводческие комплексы, птицефабрики, свинокомплексы. Среди них борисовский свиноводческий и барановичский по откорму крупного рогатого скота, Смолевичская бройлерная птицефабрика, которые считались одними из лучших в СССР.

Успехам в животноводстве во многом способствовало развитие комбикормовой промышленности. Только из союзного фонда республика ежегодно получала около четырех миллионов тонн зерна и различных добавок. Немало денег вкладывалось в перерабатывающую отрасль, растениеводство. К 1990 году производство зерна достигло семи миллионов тонн, значительно увеличилась заготовка кормов, отдача сельхозугодий. Отрасль была на подъеме.

После непредсказуемого распада Советского Союза практически одномоментно прервались экономические и производственные связи. Резко сократилось финансирование. При СССР аграрный сектор республики в виде различных надбавок и доплат получал 6—7 миллиардов рублей. Это, разумеется, не могло не сказаться на производстве. Оно сокращалось. Поэтому важнейшей задачей того времени было не допустить резкого его снижения, обеспечить такой уровень, который позволил бы избежать голода.

Невзирая на многочисленные сложности, с поставленной задачей справились. Во многом этому способствовала ранее созданная материально-техническая база.

Как бы ни ругали правительство Вячеслава Кебича, ему удалось сохранить народное хозяйство, включая АПК, хотя и в некотором упадке, но что очень важно — неразрушенным и неразграбленным, способным к созиданию. Не было и голода.

— В вашу бытность министром сельского хозяйства и продовольствия началась адаптация сельхозпроизводства к рыночным условиям, зарождалось фермерство. Одним из первых документов, которые положили начало таким преобразованиям, стала программа перехода республики к регулируемой рыночной экономке. Как в стране воспринимались новшества?

— Предпринимались первые попытки формирования новой аграрной политики. Предусматривалось создать равные условия хозяйствования для государственных, кооперативных и личных хозяйств граждан, формирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, признать право собственности на производимую продукцию за сельхозпредприятиями, право выбора ее производства и реализации. Все чаще речь заходила о приватизации. Одни полагали, что ее нельзя начинать до тех пор, пока положение в экономике не стабилизируется, другие — что именно она поспособствует оздоровлению обстановки, сделает человека хозяином.

Процесс этот в виде различных мнений остановить было невозможно. Поэтому Минсельхозпрод разработал, а Верховный Совет принял закон о развитии фермерского хозяйства. Начали появляться первые КФХ. Правда, на местах фермеров встречали по-разному, но чаще всего в штыки. Позиция местных чиновников была такова: колхозам и совхозам конкуренты не нужны. Земельным органам были представлены полномочия по изъятию неиспользуемых или нерационально используемых земель у прежних владельцев в пользу крестьянских хозяйств, садоводческих и огородных коллективов. Но широкого применения на деле это не получило. Даже несмотря на то, что фермерам планировалось передать десятки тысяч гектаров земли.

Как показало время, все формы собственности имеют право на жизнь. Тем не менее процесс модернизации сельскохозяйственного производства остается весьма актуальным.