Экспорт сельхозпродукции: сыр в масле

Несмотря на растущие опасения экспертов, в обозримой перспективе белорусские аграрии сохранят свои позиции на российском продовольственном рынке. Но это не повод сокращать активность в поиске альтернативных рынков, сообщает belrynok.by.



Как заявил накануне нового 2018 года РИА Новости начальник главного управления внешнеэкономической деятельности министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексей Богданов, Россельхознадзор в 2017 году неоднократно вводил и снимал ограничения на поставки продукции с отдельных белорусских предприятий по различным причинам, а также устанавливал режим усиленного лабораторного контроля.

В ноябре 2017 года тот же Алексей Богданов уже приводил данные, согласно которым под ограничения Россельхознадзора попадали более 50 белорусских предприятий. По этой причине за период с января по октябрь 2017 года Беларусь недопоставила в Россию молочных и мясных продуктов на сумму около 375 млн. долларов по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

В частности, тамошние потребители недополучили 23 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, а также 570 тыс. тонн молока и молочных продуктов в пересчете на молоко. (Эта продукция была перенаправлена в другие страны.) Что привело к невыполнению белорусской стороной прогнозных балансов спроса и предложения на продукты питания в Союзном государстве, которые Беларусь и Россия подписывают ежегодно.

Свой фальсификат ближе чужого качества

Барьеры на пути относительно дешевой и качественной белорусской продукции на российский продовольственный рынок выглядят более чем странно на фоне данных Россельхознадзора о том, что треть молочных продуктов на российских прилавках — это фальсификат. А по некоторым регионам и товарным позициям (творог, сыры, десерты) доля фальсифицированных товаров доходит до 60%.

Так, в октябре 2016 года тот же Россельхознадзор сообщал, что 78,3% сыра, продаваемого в России, — это фальсифицированная продукция. Есть его, не подвергая себя риску смерти, можно. Однако реальный состав этих изделий не соответствует тому, что указано на упаковке (как правило, молочные жиры в них заменены более дешевыми и более вредными растительными). И многое говорит за то, что количество фальсификата на российском рынке будет расти и дальше.

Ведь, как сообщил в свое время изданию «Свободная пресса» эксперт в области продовольственной безопасности, бывший ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП), профессор Дмитрий Еделев, собственное производство молока в России по-прежнему не покрывает потребности страны. Поэтому вполне логично, что в условиях дефицита молочного сырья будет расти фальсификация продуктов питания, производимых из него.

В своей недавней публикации заведующий отделом экономики «Независимой газеты» Михаил Сергеев, также отметил, что дела с молоком в России действительно обстоят плохо. Его производство в стране не растет вот уже несколько лет подряд. И перспективы восстановления отрасли только ухудшаются.

Еще два года назад Минсельхоз РФ обещал ликвидировать дефицит молока собственного производства (по данным ведомства он составляет 8 млн. тонн) в ближайшие 5-7 лет, а теперь чиновники обещают решить проблему за 10 лет. Это если темпы прироста молочного производства составят 3% в год. Что является основанием даже для таких прогнозов, не вполне понятно. В 2017 году производство молока осталось на уровне 2015 года — 30,7 млн. тонн.

Т.е. падение импорта молока за период 2013-2016 годов за счет роста собственного производства восполнить не удается, — вынужден признать глава аграрного ведомства господин Ткачев, отвечая на депутатский запрос о ходе импортозамещения в отрасли.

Молочко от пальмовой буренки

Между тем на фоне падения импорта молока (с 2013 года он сокращался в среднем на 10-12% в год) и стагнации собственной молочной отрасли, в России чудесным образом росло производство молочной продукции: выпуск сливочного масла увеличился на 12%, сыров — на 36%, сырных продуктов — на 57%.

В результате, как считает исполнительный директор Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции Александра Бражко, доля фальсифицированной продукции среди недорогих сливочных масел и сыров достигает 90%. Что, пусть и косвенно, подтверждается объемами зарубежных закупок пальмового масла.

В 2016 году в Россию было импортировано 885,1 тыс. тонн этого продукта (вместе с кокосовыми и пальмоядровыми маслами, а также их фракциями, получается до 1 млн. тонн), что в 3,6 раза больше импорта свежего молока и сливок, в 4 раза больше, чем завоз из-за рубежа сыров и творога и в 8,4 раза больше импортных закупок сливочного масла. Решающее значение имела цена заморского продукта: в 2016 году средняя импортная цена 1 кг пальмового масла составляла 0,73 долл. за кг, в то время как его ближайшего конкурента, подсолнечного масла — 0,85 долл.

С целью борьбы с фальсификатом, по предложению чиновников Минсельхоза, с середины 2018 года треть площади упаковки каждого молочного продукта с пальмовым маслом будет занята информацией о присутствии в нем заменителей натурального молочного жира. Эксперты скептически относятся к эффективности данной меры, поскольку беднейшая часть российских граждан вынуждена потреблять суррогатное продовольствие из-за его относительной дешевизны.

Выступая в Госдуме, директор совхоза им. Ленина (а сейчас кандидат в президенты России) Павел Грудинин заявил: «Уберите с полок фальсификат, и вы поймете, что продовольствия у нас нет». По его словам, «импортозамещение по продуктам в стране произошло только за счет того, что население перестало есть натуральные продукты».

У людей с низким уровнем дохода нет иного выхода, кроме как формировать свой продуктовый набор за счет тех пищевых продуктов, которые дешевле и которые могут содержать заменители, — вторит ему и директор центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Наталья Шагайда. Снижать потребление им уже некуда. Их потребление по меркам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН итак находится в рисковой зоне.

Словом получается так, что хорошие, качественные продукты не выдерживают ценовой конкуренции с подделками. А когда, как в случае с белорусской продукцией, выдерживают, на помощь «родным» фальсификаторам приходит «Россельхознадзор» вроде бы призванный блюсти интересы российских потребителей.

А мы крепчаем

И тем не менее, несмотря давление с его стороны, вызвавшее снижение физических объемов поставок, российский рынок по-прежнему занимает львиную долю в общем объеме экспорта белорусской сельхозпродукции — 90% по итогам 10 месяцев 2017 года. Более того с января по октябрь прошлого года наблюдался даже небольшой рост поставок в РФ в стоимостном выражении (на 3,4%)  за счет того, что в рассматриваемый период там были достаточно высокие цены на сельхозпродукцию.

Аналогичным образом выглядит картина и в разрезе основных позиций белорусского аграрного экспорта. Согласно статданным, Россия ежегодно ввозила примерно 1/4 от потребляемых в стране 850 тыс. тонн сыра. После введения в 2014 году санкций в отношении молочной продукции, завозимой из Украины и Евросоюза, доля Беларуси в этом сегменте стала расти и достигла 80%.

А сыр и творог вообще стали ключевыми позициями в отечественном продуктовом экспорте. Согласно данным Национального статистического комитета РБ, в 2016 году Беларусь поставила в Россию 201 тыс. тонн сыра и творога (+11,6% к уровню 2015 года) на сумму 675,8 млн долларов (+7,3%). Экспорт продукции белорусской молочной отрасли в другие страны за этот год также вырос, хотя их доля не превышает 2% от всего объема зарубежных поставок. (Для справки общий объем поставок продукции нашего агропромышленного сектора в Россию в 2016 году составил 3,705 млрд. долларов.)

За восемь месяцев 2017 года поставки белорусского сыра и творога в Россию в денежном выражении выросли на 15,9%, до 502,6 млн. долларов. Правда натуральном выражении они снизились на 11,3%, до 119 тыс. тонн. А доля РФ в общем объеме белорусского экспорта сельхозпродукции в натуральном выражении сократилась на 4,6 процентных пункта.

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Беларуси не склонны драматизировать этот факт. Как неоднократно заявлял, уже упомянутый нами Алексей Богданов, популярность белорусской молочной продукции позволит сохранить ее позиции на российском рынке.

Конечно, ее удельный вес может измениться. «Но в целом мы сохраним позиции на российском рынке, а вместе с российскими производителями в рамках общей концепции развития экспорта товаров ЕАЭС будем продвигать наши товары на рынках третьих стран. И это обеспечит нам равнодоходность и взаимный интерес в производстве продукции».

Но законы товарного производства требуют диверсификации рынков, даже если на главном все пока обстоит хорошо. И судя по всему, в аграрном ведомстве нашей страны это понимают.

Как сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Леонид Маринич представителям СМИ на полях выставки «Продэкспо-2017»: «Всего за девять месяцев мы поставили продукцию на 1 млрд. 845 млн. долларов. Это 111,1% к уровню прошлого года. Прибавка экспорта составила 185 млн. долларов. Сальдо положительное — 1 млрд. 630 млн. долларов. Мы осваиваем новые рынки. В текущем году добавилось пять стран». В частности, белорусская продукция впервые реализована в Панаму, Египет, Монголию, Австрию и Финляндию.

Конечно, объемы поставок туда далеки от российских, но будем надеяться, что наши аграрии разовьют этот успех.