Вы здесь

«ЭКСПО-2020»: тренды и перспективы развития мирового АПК

На Всемирной выставке «ЭКСПО 2020» (ОАЭ) состоялась деловая программа Российской недели сельского хозяйства, организованной Минсельхозом России и Федеральным центром «Агроэкспорт». На пленарном заседании «На пути к будущему сельского хозяйства» руководители ведущих российских компаний-экспортеров и торгово-промышленных и инвестиционных компаний стран Персидского залива рассказали о своем видении трендов и вызовов, с которыми сталкивается мировой АПК.

Как отметил заместитель Министра сельского хозяйства России Сергей Левин, в настоящее время весь мир переживает серьезные трансформации, связанные с пандемией Covid-19, развитием климатической и ESG-повестки. «Это не только создает для нас вызовы, но и открывает возможности для России, по расширению экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия», — подчеркнул Левин. По его словам, наша страна уверенно становится одним из крупнейших мировых экспортеров на рынке продовольствия и активно расширяет поставки и в страны Персидского Залива. Для дальнейшего развития торговли в 21 стране Ближнего Востока и Африки будут работать представители Минсельхоза России, в том числе уже направлены сельхозатташе в ОАЭ и Саудовскую Аравию.



Вопросы экологии и ESG играют важную роль в работе компаний ОАЭ и других стран Ближнего Востока, констатировал генеральный секретарь Федерации торгово-промышленных палат ОАЭ Хумайд Бен Салем. Так, ОАЭ — одно из немногих государств, где создано Министерство по вопросам изменения климата и окружающей среды, страна одной из первых внедряет резолюции ООН, связанные с зеленой экономикой и возобновляемой энергетикой, а в 2023 году проведет конференцию ООН по изменению климата COP28. «Мы рады работать с российским компаниями, в том числе продовольственными, — заверил Хумайд Бен Салем. — Я хочу объявить, что Торгово-промышленная палата Дубая скоро откроет свое представительство в России. Также много лет работает Российско-Эмиратский деловой совет, это свидетельствует о том, что Российская Федерация является важным торговым партнером, и у нас хорошие отношения с коллегами из России».

Генеральный директор АО «РЭЦ» Вероника Никишина представила инструменты и механизмы поддержки, которую могут получить не только российские экспортеры, но и иностранные покупатели российской продукции. «Страны Персидского залива — очень перспективный регион, за который борются все наши конкуренты. И мы обязаны видеть современные тенденции и иметь в нашем арсенале лучшие меры поддержки, которыми могут воспользоваться российские экспортеры и их потенциальные партнеры», — обратила внимание она. Никишина добавила, что РЭЦ постоянно актуализирует линейку инструментов финансовых и нефинансовых мер поддержки, а также стремится максимально облегчить все процедуры, связанные с экспортом.

Руководитель Федерального центра «Агроэкспорт», модератор пленарного заседания Дмитрий Краснов привел факты, свидетельствующие о масштабных изменениях на мировом рынке. Среди них — резкое увеличение цен на продукты питания и обеспокоенность потребителей продовольственной безопасностью, расширение ESG-повестки, рост электронной торговли, активизация инвестиций в новые технологии, в том числе в производство альтернативных белков.

Спикер напомнил, что на рынке идет маркетинговая борьба, и растительное мясо часто мимикрирует под продукт животного происхождения, таким образом оттягивая инвестиции от традиционного животноводства. Однако растительные продукты обладают собственным набором ценностей — это функциональность и легкая усвояемость, которые активно не продвигаются. Таким образом складывается ошибочное ощущение, что у натурального мяса нет перспектив развития, а также нивелирует возможности России, которая на обоих рынках может занять лидирующие позиции.

Также он подчеркнул, что большие перспективы есть и у культивируемого мяса, об этом свидетельствует включение данного пункта в 5-ти летний план развития сельского хозяйства КНР.

Дмитрий Краснов задал тон дискуссии и поставил перед аудиторией вопросы о том, как достичь правильного баланса на этом рынке и какое место Россия может занять в данной повестке. «Пока рано говорить о том, что традиционное мясо в перспективе может быть заменено растительным или искусственным. Тем более с точки зрения российского сельского хозяйства, где есть огромные ресурсы для наращивания производства как в растениеводстве, так и животноводстве. И, возможно, Россия сможет выступить своего рода балансирующей страной, которая будет развивать производство по всем этим направлениям», — предположил он.

Президент АПХ «Мираторг» Виктор Линник выразил мнение, что для России на текущий момент альтернативное мясо не входит в перечень ключевой повестки. «Россия имеет огромные территории, уникальные климатические условия, у нас есть вода и чистый воздух, в связи с чем страна обладает огромным потенциалом развития животноводства. Это надо использовать и продвигать российскую продукцию как экологически чистую», — заметил Линник. По его словам, «Мираторг» уже не первый год участвует в выставке в ОАЭ, и объемы продаж говядины, мяса птицы и другой продукции в эту страну растут.

Старший вице-президент, директор по продажам и стратегическому развитию ГАП «Ресурс» Дмитрий Антонов, в свою очередь, полагает, что рынки традиционного мяса и альтернативного могут развиваться одновременно. «Нет реального противоречия между разными видами белка. Однако, нужно учитывать, что натуральные продукты значительно более сложны с точки зрения логистики», — акцентировал он.

В то же время полка с альтернативными протеинами в ближневосточных торговых сетях увеличивается, признал генеральный директор Tamimi Markets, одной из наиболее быстрорастущих сетей супермаркетов Саудовской Аравии, Бобби Раджендран. «8 лет назад полки с альтернативными протеинами в нашей сети практически не было, но сегодня она растет очень высокими темпами, и мы планируем увеличивать предложение таких продуктов. Однако, нужно заметить, что это никак не влияет на продажи традиционных белков», — заверил Раджендран.

Международная инвесткомпания MSA Capital осуществляет инвестиции в проекты, в том числе связанные с производством альтернативных продуктов. Однако в первую очередь компания видит потенциал в развитии логистики, сервисов по доставке и потребительских услуг на развивающихся рынках, поделился партнер, руководитель операционного офиса по региону Ближнего Востока и Северной Африки компании MSA Capital Валид Фаза: «Мы инвестируем в логистические и инфраструктурные проекты, сокращающие сроки доставки, создание dark-stores и развитие b2b-платформ по доставке продуктов питания. Новое поколение не хочет ждать, но готово больше платить за удобство и временную эффективность».

Основной драйвер ESG-повестки в АПК — это потребитель, согласен исполнительный директор одного из крупнейших оманских мукомольных предприятий Oman Flour Mills Хайтам Аль-Фаннах. В том числе именно покупатель создает запрос на решение вопросов экологии, устойчивого развития и управления. «Для максимально эффективного управления этими рисками Oman Flour Mills стремится максимально приблизиться к производителю сырья, так как многое теряется по пути от фермы до конечного потребителя», — указал Аль-Фаннах, добавив, что Oman Flour Mills хочет торговать с российскими компаниями напрямую.

Группа компаний «Юг Руси» планирует построить на Ближнем Востоке предприятие по рафинации и фасовке растительного масла. «Мы должны активнее сотрудничать со странами, в которых востребована наша продукция, и видим будущее в кооперации. Кроме того, создание завода по рафинации позволит существенно сократить сроки доставки товара к потребителям», — сказал основатель ГК «Юг Руси» Сергей Кислов. Он также отметил важность решения экологических вопросов со стороны бизнеса, среди которых возобновляемая зеленая энергетика, философия нулевых отходов и использование вторичных ресурсов.

Экологические проблемы и развитие рынка альтернативных белков приводят к увеличению спроса на растениеводческую продукцию, напомнил председатель совета директоров компании «Био-Тон» Эдуард Зернин. Другим трендом последних лет является возрастающее значение сельхозкультур как источника возобновляемой энергии. «Есть мнение, что зерно — это вторая нефть. Но я уверен, что зерно — это лучше, чем нефть, и имеет гораздо большие перспективы», — уверен Зернин. Помимо прямой переработки продукции в топливо отрасль растениеводства обладает большими площадями земли, а значит, имеет возможность использовать энергию солнца и ветра. «Поэтому если сегодняшняя повестка в сторону "озеленения" источников энергии состоится, то в следующем столетии, когда мы будем говорить о России как одной из крупнейших энергодержав, мы в первую очередь будем говорить об агрокомпаниях», — подытожил Зернин.

Источник и фото: «Агроэкспорт»

Новости по теме:
Беларусь и Россия в сфере АПК не должны конкурировать друг с другом. Такое мнение перед заседанием...
Беларусь и Россия планируют создать совместные селекционно-гибридные центры по производству свинины и ...
Сельское хозяйство успешно развивается, обеспечивая всеми необходимыми продуктами питания внутренний рынок. С ...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22




*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.