Вы здесь

Что происходит со всеми видами упаковки для молочной продукции

28.06.2022

Рынок упаковки для молочной продукции оказался одним из наиболее уязвимых в условиях мощного санкционного давления на российскую экономику. Уход ключевых зарубежных игроков, сокращение поставок необходимых компонентов, а также слабая отечественная производственная база — главные, но не единственные проблемы, с которыми столкнулся сектор. Структурировать главные риски для отрасли и системные решения для преодоления кризиса Milknews помог Аналитический центр Национального союза производителей молока (Союзмолоко).

Ключевые риски

В марте этого года остановил ввоз продукции в Россию крупнейший поставщик картонной неасептической упаковки (пюрпак) финская Stora Enso, доля которой на рынке составляла 40-50%. Между тем, достаточных производственных мощностей, чтобы его заменить, нет. Таким образом под риски попало производство упаковки пюрпак, которая используется для 18% молочной продукции. Уже в мае Stora Enso сообщила, что продала свои заводы по производству упаковки в Московской, Нижегородской и Калужской областях. «Луховицкий, Арзамасский и Балабановский упаковочные заводы компании переданы в местное управление», — говорится в пресс-релизе компании.

О приостановке деятельности в России заявил и один из ведущих мировых производителей упаковки и упаковочных систем для жидких пищевых продуктов — норвежская компания Elopak.

Между тем, несмотря на многочисленные слухи об уходе крупнейшего поставщика упаковки шведской компании Tetra Pak, работа российского отделения сохраняется в прежнем режиме, партнеры по мере возможности в условиях жестких ограничений обеспечиваются запасными частями и упаковочными материалами. Производство упаковочного материала на фабрике Tetra Pak в Московской области и отгрузки на предприятия пищевой отрасли продолжаются, объяснили в Союзмолоко.

Помимо этого, Европейская комиссия 8 апреля выпустила пятый пакет санкций, в который вошли меры по запрету поставки в Россию полиграфического сырья и продукции. Под запрет попали краски (пигменты), клеи, растворители, основы для производства стикеров, что вызвало риски для производства всех основных типов упаковки. Поставки по действующим контрактам разрешены до 10 июля, но большая доля поставщиков прекратили отгрузку сразу после выхода документа. Как отмечают в Союзмолоко, преодоление проблемы требует переориентации цепочки поставок с Европы на восточное направление. Крупные производители уже нашли альтернативных поставщиков, а средние пока используют запасы.

Кроме того на рынок упаковки для молочной продукции оказывают негативное влияние проблемы логистики. Логистические маршруты доставки сырья, материалов и оборудования для упаковки переориентировались на восточное направление, что существенно увеличило как стоимость транспортировки, так и сроки доставки. Автомобильные же маршруты имеют низкую пропускную способность, морские перевозки ограничены. Таким образом логистические проблемы также влияют на все типы упаковки, отмечают в Союзмолоко.


Точечные риски

Жидкая молочная продукция (питьевое молоко, сливки, отдельные виды кисломолочной продукции)

  • Асептическая упаковка. В нее упаковывается около 14% массы молочной продукции, составляет 9% общего числа упаковок. С остановкой поставок в Россию образовался дефицит сырья, прежде всего, картона-основы для жидких молочных продуктов, а также лакокрасочных материалов. Крупнейший поставщик сообщает, что альтернативное сырье удалось найти, однако закрыть весь рынок пока не удается.

Также в связи с сокращением ассортимента выпускаемой АО «Тетра Пак» упаковки и прекращения отгрузок с украинского завода АО «Элопак», отдельным производителям потребуется искать альтернативных поставщиков либо альтернативные технологии упаковки. В качестве решения Союзмолоко видит поиск альтернативных поставщиков, альтернативных способов упаковки и снятие пошлин на ее составляющие.

  • Неасептическая упаковка. В нее упаковывается около 18% массы молочной продукции, составляет 10% общего числа упаковок. С остановкой поставок в Россию и введением пятого пакета санкций ЕС образовался дефицит сырья, в частности ламинированного картона для жидкой продукции. Такое сырье у нас в стране производится только на заводе International Paper в Светлогорске. Тестируется производство основы на сыктывкарском заводе Mondi с его последующей ламинацией на заводе ЗАО «Ламбумиз».

В качестве решения также рассматриваются поиск альтернативных поставщиков и снятие пошлин.

  • ПЭТ-бутылка. В нее упаковывается около 16% массы молочной продукции, составляет 9% общего числа упаковок). Ряд компаний-производителей гранулята сообщают о сбоях в поставках импортного сырья (ЭкоПЭТ), а локализованные компании (СИБУР) сталкиваются с повышенным спросом на гранулят.

По имеющейся в Союзмолоко информации, мощностей для преформ и гранул достаточно, но существует риск задержки поставок и повышения стоимости. Как отмечают в союзе, цена на преформы за 12 месяцев с 2021 года выросла на 60%.

  • Фин-пак. В нее упаковывается около 16% массы молочной продукции, составляет 8% общего числа упаковок. Ключевая проблема с этим видом упаковки состоит в поставке растворителей для краски на типографии, которые ранее импортировались из ЕС. Использование же альтернативного растворителя даёт стойкий неприятный запах.

В качестве решения проблемы можно использовать этанол, но для этого необходимо разрешение типографиям использовать его, что в данный момент запрещено. Также поможет решить проблему разработанный Правительством РФ законопроект о возврате акцизных платежей при использовании технического спирта.

Твердая и пастообразная молочная продукция (творог, масло, отдельные виды кисломолочной продукции и др.)

  • Флоу-пак. В него упаковывается около 6% массы молочной продукции, составлет 21% общего числа упаковок. Сейчас на рынке наблюдается дефицит сырья для производства высокобарьерной плёнки, которое ранее поставлялось из ЕС и США. По мнению Союзмолоко, он может привести к снижению сроков годности продукции в связи с переходом на другие материалы. В качестве решения рассматривается поиск альтернативных поставщиков и материалов.
  • Пластиковые стаканы. В них упаковывается около 5% массы молочной продукции, составляет 7% общего числа упаковок). Что касается термолака для запайки платинки (фольги, закрывающей стакан), то в этом отношении наблюдаются общеотраслевые проблемы с красками. Что же касается картонной обечайки (этикетки вокруг стакана), то ключевой проблемой здесь стал дефицит бумаги, а также белил. Решением проблем с этим видом упаковки могут альтернативные поставщики и использование небеленой бумаги.
  • Кашированная фольга / жиростойкая бумага. В нее упаковывается около 3-4% массы молочной продукции, составляет 9% общего числа упаковок. Сложности с производством кашированной фольги, жиростойкой бумаги и лин-кавера для упаковки масла возникают в связи с дефицитом белил (двуокись титана). Решением может стать проработка возможности перехода на альтернативное сырьё.

Все группы молочной продукции

Для всех групп молочной продукции общими проблемами являются:

  • Поставки с поставками растворителей для краски на типографиях. Ранее использовались зарубежные химикаты (метоксипропанол). Российский аналог имеет стойкий запах и не подходит для упаковки пищевой продукции. Альтернативой растворителям может выступать этиловый спирт, но его использование в типографиях запрещено. В качестве решения предлагается разрешить использование этанола типографиями.
  • Дефицит беленой бумаги для производства картонной обечайки, этикеток и картона для других типов упаковки из-за остановки поставок одним из поставщиков на российский рынок (украинское предприятие) и мирового дефицита белил. Российский производитель белил (ООО «Титановые инвестиции», Республика Крым) не может обеспечить внутренний спрос в полном объеме, а запасов поставщиков надолго не хватит. В качестве решения рассматривается переход на пластиковую обечайку.
  • Дефицит ранее импортируемой из стран ЕС перекиси водорода, необходимой для обеззараживания упаковки при фасовке молочной продукции в разные типы упаковки, в первую очередь, в асептическую упаковку. Решением видится поиск поставщиков и снятие пошлин.
  • Рост стоимости. В настоящее время, по данным Союзмолоко, наблюдается увеличение стоимости упаковки на 30-40% и переход на предоплату. Решением должны стать обсуждение изменения условий с поставщиками ингредиентов для упаковки, предоставление льготных кредитов и снятие пошлин.

Системные меры

1. Включение поставщиков упаковки в перечень системообразующих.

В качестве одной из главных антикризисных мер Союзмолоко предлагает предусмотреть в законодательстве о системообразующих организациях отдельные критерии для отрасли производства упаковочных материалов.
По действующим критериям для других отраслей, производители упаковки за единичными исключениями не смогли войти в перечень системообразующих организаций. При этом в связи с повышением стоимости сырья, полной перестройкой цепочек поставок и переходом поставщиков на предоплату предприятия отрасли нуждаются в оборотных средствах.

2. Льготное кредитование приоритетного импорта

Также Союзмолоко предлагает дополнить перечень приоритетной для импорта продукции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 № 895, кодами ТН ВЭД упаковочной и полиграфической продукции из пятого пакета санкций ЕС, а также отдельными товарами, закупка которых представляет сложность.
Как отмечают эксперты, включение в перечень даст производителям упаковки возможность получить оборотные средства (льготные кредиты) в условиях, когда цепочки поставок перестраиваются с Европы на восточные направления и растет стоимость как товаров, так и их транспортировки.

3. Обнуление импортных пошлин

В качестве еще одной антикризисной меры Союзмолоко предлагает применить временное или бессрочное обнуление пошлин к товарам, важным для производства упаковки пищевой продукции, но которые не производятся в России или дефицит которых наблюдается в нашей стране.
ЕЭК с марта выпустила несколько решений по временному обнулению пошлин (в том числе Решение Коллегии ЕЭК от 19.04.2022 № 66). «Важно продолжать эту работу и применить обнуление пошлин к критическим для производства упаковки товаров, в числе которых клей, крышки и ряд кодов полиэтилена», — отмечают в Союзмолоко.

4. Сбор данных о планируемых объемах производства картона

Союзмолоко предложил собирать данные о планируемых объемах производства. В настоящий момент нет информации, сколько картона для пищевой упаковки смогут выпустить заводы. Производителям упаковки в такой ситуации трудно планировать свою деятельность и договариваться со своими клиентами. В результате предприятиям молочной отрасли, которые не могут получить нужный объем картонной упаковки, не так просто сразу переформатировать выпуск продукции на иную упаковку, например ПЭТ. Это требует иных производственных линий, так что вести работу надо в двух направлениях: поиск картонной упаковки и перенастройка производства.

Союзмолоко считает, что ведомствам необходимо получить информацию, исходя из которой предприятия могли бы строить производственные планы и обдумывать пути приобретения упаковки в третьих странах.

«Наиболее пострадавшие производители молочной продукции частично сокращают объемы выпуска и ассортимент продукции, переходят на альтернативы, где это возможно, — резюмируют в Союзмолоко. — Между тем, решение проблемы необходимо в ближайшие два месяца. Полный эффект пятого пакета санкций до конца не ясен — есть риск, что не все производители упаковки смогут успешно переориентировать цепочки поставок с Европы на восточное направление. Да и этот переход существенно удорожает себестоимость упаковки — цены альтернатив в Китае, Индии, Израиле выше цен текущих поставщиков. В данный момент предприятия стараются максимально нарастить запасы, и для этого необходимо обеспечить максимально благоприятные условия, в том числе предусмотреть меры поддержки».

Источник и графика: Мilknews

Новости по теме:
О новых породах коров, роботизации доения и разработке кормов для скота на пресс-конференции рассказал...
Потребление сыров растет во всем мире. За пандемийный 2020 год мировой рынок данного продукта прибавил в...
ОАО «Милкавита» в январе — июне этого года увеличила экспорт на 17% к аналогичному прошлогоднему...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22




*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.