Цех глубокой заморозки Глусского райпо готов прибавлять в объемах продукции.

Послушаешь рассказ председателя правления Глусского районного потребительского общества Сергея Зубчонка о продукции, которую сейчас готовит цех глубокой заморозки местной заготовительной конторы, – даже не у гурмана слюнки потекут.

Представьте: зимой можно полако- миться клубникой со сливками, чер- ной смородиной, сливами, пожарить грибочки… Именно для того, чтобы эту продукцию покупатель смог приобрести в магазинах круглый год, и работает цех.

— В минувшем году мы наморозили тысячу тонн даров леса, сада и огорода, — говорит Сергей Иванович. — Преобладала дикорастущая ягода. Были и грибы: свежие, маринованные, отварные... Но премию Совмина “Продукт года” мы получили за черную смородину. А еще “Смесь ягод быстрозамороженная” была отмечена в номинации “Новинка года”. Сохраняя вкус и форму

На улице столбик термометра поднимается к тридцати градусам тепла, нещадно палит солнце. А в помещениях цеха простудиться можно, работающие здесь женщины одеты тепло. И если на сортировке и очистке заготовленной продукции температура еще не очень низкая, то в складских помещениях и на участке фасовки без теплой одежды замерзнешь в два счета. Но работники знают, как сохранить здоровье.

Технология в цехе такова, что ягода, схваченная холодом, затвердевает быстро, становится каменной. А при оттаивании не расплывается, как из обычного холодильника. Клубника, скажем, не теряет не только вкусовые качества, но и форму. Поэтому зимой она, приготовленная со сливками или сметаной, — просто деликатес.

Замороженные здесь ягоды, особенно дикорастущие, с удовольствием покупают в разных странах. Продукция глусчан поставляется практически во все государства Евросоюза. Экспорт составляет 70 процентов от общего объема переработки. Хотя, как утверждает Сергей Зубчонок, выращивание той же клубники у нас только-только набирает промышленные объемы, а в европейских странах оно поставлено на поток. Поэтому “домашняя” белорусская ягода пока не может на рынке конкурировать по цене.

Сырьевой вопрос

— В некоторых сельхозкооперативах Могилевщины заложены сады, разбиты ягодники, — рассказала инженер-технолог цеха Ольга Галинская. — Предпочтение отдается черной смородине. И ее нынче много. Но период созревания этой ягоды приходится как раз на начало уборочной страды на хлебных полях. И сельчанам становится не до сбора ягоды: каждая пара рабочих рук на счету. Вот и получается, что от заложенных ягодников нет никакой отдачи. А значит, и нет стимула заниматься ими.

В словах специалиста есть резон. Тем более что глусские заготовители из-за недостаточного объема сдаваемой лесной ягоды вынуждены искать сырье по всей области. А район отдаленный, спидометры машин заготовителей наматывают по полтысячи километров, и это ради нескольких центнеров сырья. И, естественно, себестоимость конечной продукции подскакивает. Заготовителям приходится снижать закупочную цену. Если в минувшем году чернику принимали по 25 тысяч рублей за килограмм, то в этом — по 16 тысяч. Вдобавок она нынче не очень хорошо уродила в здешних лесах. Заготовители доставляют в цех ежедневно, а сейчас самый пик заготовки черной ягоды, по 16 тонн. Для сравнения: в прошлом году каждый день поступало до 40 тонн.

— Стараемся компенсировать объемы заморозки за счет других видов ягод и плодов, — продолжает Сергей Зубчонок. — Клубники наморозили 40 тонн, что в два с лишним раза больше, чем в прошлом сезоне. Запустим в морозильные камеры и зеленый горошек, правда, его время еще не пришло. Будут слива, брусника, клюква. У нас запасы на складах не залеживаются: к концу года подбирается все. В холодильниках хранится лишь замороженный лук, который периодически забирают мясокомбинаты...

Свое — не хуже. Но как доказать?

Рассказал Сергей Иванович и о перспективах. Уже есть предложение поставлять мороженую ягоду на предприятия переработки для производства фруктовых наполнителей йогуртов (ранее они импортировались). Поэтому появилась возможность поучаствовать в программе импортозамещения. Польские переработчики готовы закупить в больших количествах лесную ягоду, тоже в производственных целях. А от возможности заработать валюту еще никто не отказывался.

Но немало у цеха заморозки проблем и кроме заготовки сырья. Например, в соседнем Любанском районе Минской области, с которым граничит Глусчина, в магазинах... польская замороженная ягода. А продукция глусчан, которая реализуется на внутреннем рынке, в основном попадает в магазины Минска, Могилева и Бобруйска. Значит, слабо маркетинговая служба изучает спрос по стране. Сдерживающий фактор — фасуется продукция цеха в большие бумажные мешки. Мелкой — килограммовой, полукилограммовой — фасовки нет, как нет и красочной упаковки, на которую покупатель сразу же обратил бы внимание.

Конечно, чтобы все это появилось, потребуется дополнительное оборудование, нужны средства. Но, думается, все затраты окупятся сторицей. Ведь первые успехи нового цеха свидетельствуют, что его продукция востребована. В минувшем году рентабельность производства составила 6,7 процента. Так что есть смысл заняться модернизацией. Это одна из главнейших задач на перспективу.

Источник: ng.by