Вы здесь

Белорусский язык на упаковке: за и против

19.01.2017

На рассмотрение парламента МАРТ внес новую редакцию закона «О защите прав потребителей». В частности, в нем не устанавливается обязательная норма использования белорусского языка на этикетках. По этому факту идет дискуссия профессионалов.

Фото belretail.by

Обяжут ли производителей указывать информацию на этикетках на белорусском языке?

В начале года Министерство антимонопольного регулирования и торговли внесло на рассмотрение парламента новую редакцию закона «О защите прав потребителей», в котором не устанавливается обязательная норма использования белорусского языка на этикетках. Данный факт получил широкое обсуждение профессиональной общественности, и есть вероятность, что закон изменят.

Причиной дискуссии стал ответ МАРТа на обращение координатора общественной инициативы «Справаводства па-беларуску» Игоря Случака, в котором он предложил законодательно закрепить статус белорусского языка. Основными аргументами министерства против введения обязательной нормы стали экономическая необоснованность и нецелесообразности принятия такой меры. В своем ответе МАРТ сослался на оценку представителей Министерства промышленности и ряда предприятий крупнейших госконцернов.

В качестве примера приведен «Савушкин продукт», в котором говорится, что  предприятию придется оплачивать работу лицензионного переводчика с русского на белорусский. Кроме того, придется заново разработать дизайн этикетки, чтобы разместить всю необходимую информацию на маленькой упаковке йогуртов, творога, сыров. В компании считают, что данные изменения приведут к повышению себестоимости товара.

Однако за основу своего ответа МАРТ взял мнения только тех, кто выступает против. В то же время, целый ряд крупнейших компаний Беларуси поддержали обращение Игоря Случака. Среди них «Горизонт», «Белрыба», МТС, Глубокский молочноконсервный комбинат, банк «Решение», Минское городское общество защиты прав потребителей и др.

Новостной портал собрал мнения менеджеров «Минского молочного завода № 1», «Беллакта», «Белита-Витэкс» и «Агрокомбината Снов», которые встали на позицию МАРТа и сообщили о дополнительных затратах и экономической нецелесообразности принятия данной нормы.

Но вопрос пока остается открытым, как минимум, до момента обсуждения проекта закона в парламенте.

Так, депутат Алена Анисим пообещала внести предложения об обязательном указании информации на белорусском языке на рассмотрение профильной комиссии, когда туда поступит проект закона. Она также просила прислать ей на почту копии обращений граждан в парламент, чтобы впоследствии она могла сослаться на большое количество тех, кому важно обязательное написание информации о товаре на белорусском языке.

После публикации «отмазок» крупнейших производителей, в интернете на краудфандинговой площадке Talaka.by был создан проект по сбору суммы €1000 (в эквиваленте) для оплаты услуг дизайнера, который сделает макет упаковки на белорусском языке. Сумма была собрана за несколько дней. Некоторые дизайнеры объявили о том, что готовы бесплатно помочь «бедным» белорусским производителям.

В свою очередь председатель «Таварыства беларускай мовы» Олег Трусов призвал белорусов не сидеть на диванах и ныть, а купить конверты и отправить письма в МАРТ, а также в палату представителей с требованием указания информации о товарах на белорусском языке.

«Если таких писем будет сто, а лучше – тысяча, мы победим. В свое время мы собрали 55 тысяч подписей за белорусский язык в электричках. И мы выиграли, до сих пор оповещения в электричках звучат по-белорусски. Если будет одна тысяча индивидуальных обращений – мы тоже выиграем.

Если жители Беларуси будут активно писать обращения, то все еще можно изменить, считает Олег Трусов.

Как один из инструментов влияния на решения государства являютя с площадки по созданию петиций и сбору подписей в их поддержку.

Сегодня в Беларуси работает только две таких площадки Petitions.by и zvarot.by, посредством которых можно транслировать государственным структурам мнение как простых граждан, так и бизнеса. В цивилизованных странах обычно бизнес разговаривает с государством посредством профассоцииаций, но этот институт в нашей стране также малоразвит, поэтому для более быстрого решения остаются петиции.

По опыту, для инициирования конструктивного диалога с властью по той или иной проблеме, обществу необходимо собрать не менее 1000 подписей в поддержку.

На площадке Petitions.by уже появилась петиция под названием «Белорусский язык — тоже государственный. Информация о товарах и услугах должна быть на двух языках». Ее авторы предлагают изменить «или» на «и» в законе «О защите прав потребителей»: информация о товарах и услугах должна доводиться до потребителей по-белорусски или по-русски. 

Пока собрано только 2/3 подписей из необходимых 300.

Посмотрим, куда качнется маховик общественной инициативы в нашей стране.

Источник: новостные источники сети интернет

Новости по теме:
Беларусь временно запретила вывоз риса, макарон и муки. Это предусмотрено постановлением Совета Министров Беларуси...
Беларусь обеспечена продовольствием, импорт не оказывает большого влияния на насыщение рынка. Об этом...
В Беларуси цены в феврале 2022 года оказались выше цен февраля 2021 года на 9,99%. На таком уровне...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707
+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
  +375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by


*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.