Белорусский рынок мороженого: какой продукт предпочитают потребители

Белорусские производители мороженого в этом сезоне заметно вложились в продвижение одного из самых востребованных жарким летом продукта. На рынке появились как интересные новинки, так и нескучные кампании по их продвижению. Оказывается, и сам рынок мороженого растет. По крайне мере, такие данные приводит исследовательская компания Nielsen. Причем с большим отрывом у белорусов лидирует такой формат летнего лакомства, как пломбир, пишет marketing.by.

Мороженое встречают по упаковке

По данным компании Nielsen, в 2018 году доля продаж пломбира от всей категории мороженого составила 65%. В целом же продажи мороженого в Беларуси в 2018 году по отношению к 2017 году увеличились на 22% в объёмах (в килограммах) и на 32% в денежном выражении (в белорусских рублях).

* Все расчеты основаны на данных, которые содержатся в отчетах Nielsen, за январь 2017 — декабрь 2018 года по аудиту розничной торговли в розничных сетях по категории Мороженое фабрично упакованное с фиксированным весом в городах Республики Беларусь с населением от 10 000 жителей, в каналах гипер-, супермаркеты и продовольственные магазины современного формата.

Однако видом мороженого как фактором для выбора в магазине руководствуется лишь 21% белорусов. По данным из Онибуса МАСМИ 2018 года, потребители выбирают продукт по...упаковке. Дальше идут вкусовые добавки, рекомендации знакомых и цена.



Marketing.by спросил у заместителя директора по маркетингу фабрики «Ингман» Максима Журовича, что сегодня происходит на рынке мороженого в Беларуси и какие надежды у мороженщиков на сезон 2019 года.

— В последние несколько лет рынок мороженого достаточно стабильный, не «скачет». Примерный объём — 26-27 тысяч тонн в год.

Очевидно, мороженое — сезонный продукт. Поэтому соотношение объемов от зимы к лету варьируется примерно в четыре раза. В разные сезоны рынок может как расти, так и снижаться, в соответствии с погодными факторами. Например, в прошлый достаточно теплый 2018 год рынок вырос на 6-7% по отношению к предыдущему 2017, который был прохладнее типичного сезона.

Текущий год не исключение: погода будет определяющим фактором.

На развитие рынка мороженого влияет и состояние товаров-заменителей. Все больше становится доступных, более дешевых продуктов, которые люди покупают вместо мороженого: прохладительные напитки, соки, снеки, глазированные сырки.

— Каковы в целом предпочтения потребителей и как они изменились за последние пару лет?, Говорят, в тренде натуральность и ЗОЖ...

— Основа рынка — так называемые «традиционные» виды мороженого: ванильный и шоколадный пломбир в вафельном стаканчике и ванильное эскимо в какао-глазури. Эта группа продуктов составляет примерно 65-70% объема всех продаж.

Натуральность и ЗОЖ, безусловно, в тренде. Но это не критично для рынка мороженого, потому что основная часть «традиционного» сегмента белорусского рынка не противоречит натуральности по своему составу. А влияние ЗОЖ-направления пока не глобально, хотя производители, безусловно, реагируют на эти тенденции и разрабатывают соответствующие продукты.

— Остается ли пломбир и молочное мороженое в топе?

— Да, пломбиры, сливочное и молочное мороженое — это по-прежнему основной объем реализуемого в Беларуси мороженого. Их доля составляет около 80% всего рынка. Остальное — это льды, щербеты, сорбеты и мороженое с содержанием растительных жиров.

— Идете ли вы по пути уменьшения порции\веса мороженого, как некоторые другие производители?

— В нашем ассортименте есть товарные позиции с различным весом. Разница связана с особенностями производства определенного мороженого: рецептурными или технологическими. Один из самых важных факторов — воздух. При производстве мороженого происходит фризерование — процесс замораживания и насыщения мороженого воздухом. Чем его больше, тем более мороженое становится «воздушным» и нежным. Меньше воздуха — тогда и консистенция мороженого более плотная. Современные технологии позволяют делать мороженое более взбитым, по сравнению с технологиями 30-40 летней давности. Это, конечно, влияет на вес. То есть у вафельного стаканчика одна и та же емкость, но в зависимости от насыщения воздухом, в нем может быть продукт как 70 грамм, так и 90 грамм. На вкус эти продукты будут отличаться. А какое мороженое вкуснее — выбор индивидуальный: кому-то нравится «воздушное», кому-то плотное.

В наш ассортимент мы включаем мороженое с разным весом именно для того, чтобы дать покупателю возможность выбора. Так что вопрос уменьшения или увеличения веса порции — это момент удовлетворения вкусовых предпочтений покупателя, не более того. По крайней мере, для нас.


Что-что, а выбор в этом сезоне у потребителя увеличился. По крайне мере, если судить по появлению новых ТМ. Напомним, Могилевская фабрика мороженого запустила новую торговую марку для пломбиров «Выросли-поняли», нацеленную именно на взрослых.



Такой нестандартный бренд не всем зашел с первого раза — в соцсетях хватало постовы от этих самых взрослых людей, которые так и не прониклись концепцией «выросли-поняли». Но производитель не теряет оптимизма и надеется, что аудитория еще распробует новый бренд. Тем более, что он был замечен и конкурентами, которые стали его задевать в своей рекламе:



Минский Хладокомбинат № 2 выпустил в этом году спортивный пломбир «2:1». Конечно же, созданный под Европейские игры:



Также этот производитель обновил ряд упаковок:

Ну а самой громкой новинкой года стал выход василькового мороженого от бренда «Белый полюс».



Стартанув с хайпа по поводу фразы «Жыве Беларусь!» на упаковке, дальше бренд привлек к продвижению топовых блогеров, объявил поиск девушки с васильковыми глазами и придумал раздавать мороженое в аэропорту Минск-2.



Гомельский производитель даже не рассчитывал, что PR-кампания вызовет такой интерес к мороженому — после первой партии оно исчезло с прилавков магазинов.