Белорусский экспорт. Кому, что и сколько мы продаем

Последние месяцы мы все чаще слышим, что с доступом на международные рынки у белорусской промышленности ТОЧИЦКАЯ Ирина — научный директор Исследовательского центра ИПМ все хуже и хуже. Причины этого, внутренние и внешние, наслаиваются друг на друга. Экономические санкции совместно с коронавирусным локдауном порождают мрачные прогнозы, и вдруг становится известно, что экспорт в начале 2021-го стал расти. Событие, конечно, радостное, но все это никак не вяжется с законами логики.

И если задуматься, вопросы начнут рождаться один за одним. Почему сейчас экспорт растет, а не падает? Уверенно ли чувствуют себя госпредприятия? Сегодня мы попробуем разобраться в очень сложной и многогранной теме — отечественном экспорте.

Поможет нам в этом кандидат экономических наук, научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина ТОЧИЦКАЯ.

— Как распределяется экспорт белорусских товаров и услуг? На чем мы зарабатываем в первую очередь?

— Давайте не будем смешивать товары и услуги. Сначала поговорим о том, на чем мы зарабатываем больше всего, экспортируя товары. Согласно данным Белстата за 2020 год, на первом месте стоят удобрения — калийные, азотные, минеральные смешанные. Они составляют около 10% от всего стоимостного объема экспорта страны. Из них примерно 8,3% занимают именно калийные удобрения.

На второй позиции — нефтепродукты, которых в общем объеме экспорта товаров насчитывается 9,5%. Доля нефтепродуктов, зависящая от таких факторов, как поставки нефти из России и колебания цен на мировом рынке, в 2020 году была ниже, чем в 2019-м (15,8%), в силу определенных проблем, которые в прошлом году возникали в связи с первым и вторым факторами.

К важным экспортным товарам относится молочная и мясная продукция. В 2020 году ее доля составила 8,2% и 2,8% соответственно.

Еще одна значимая позиция — черные металлы и изделия из них, на которые приходится 3,8% от общего объема экспорта страны.

— Как распределяются экспортируемые товары, какова направленность экспорта?

— Согласно данным Белстата, в 2020 году мы поставили товары в 174 страны. Но с точки зрения концентрации поставок у нас складывается такая картина: на 5 стран приходится 67% экспорта, на 10 стран — 79,5%. То есть на оставшиеся 164 страны распределяется лишь 20,6% экспорта. Поэтому давайте будем держать в уме: набор стран большой, но вместе с тем есть высокая концентрация поставок в отдельные регионы.

— Давайте начнем рассматривать их по отдельности...

— Мы никого не удивим, сказав, что наш основной экспортный партнер — Россия. В 2020 году мы поставили туда 45% экспортируемых товаров (41,5% было в 2019-м). В том, что Россия является основным экспортным рынком, нет ничего плохого. Есть понятие «естественный торговый партнер» — Россия является им в силу своей географической близости, отсутствия языкового барьера, обоюдного понимания рынка и других объединяющих факторов.

Поэтому проблема состоит не только в том, что концентрация на рынке России достаточно высокая, но и в том, что наш партнер очень сильно зависит от экспорта сырья. По этой причине экономика России чувствительна к внешним шокам, обусловленным волатильностью (изменчивостью. — Прим. Onliner) мировых цен, например, на нефть. Ввиду высокой связанности экономик наших стран происходит «перелив» этих шоков на Беларусь.

— Какие еще страны можно назвать нашими стратегическими партнерами?

— Еще один наш естественный партнер — Украина. В 2020 году мы поставили туда 11% экспортируемых нами товаров. Здесь стоит отметить, что среди товаров, продаваемых в данную страну, большое количество приходится на нефтепродукты (38,4% в 2020 году и 48,5% в 2019-м).

Следом за Украиной идут Польша (4,3% нашего экспорта) и Литва (3,6%). Германия принимает 3,2% от всех белорусских товаров, поставленных за рубеж. В перечне наших партнеров Великобритания занимает почетное 6-е место: на нее приходится 2,8% экспорта, но это фактически одни нефтепродукты.

— А как же наш стратегический партнер Китай? Где в списках ближневосточные страны, в которые постоянно направляются белорусские делегации?

— Китай находится на 7-м месте (2,6%), показатель экспортируемых в эту страну товаров действительно растет. В 2019-м Китай стоял на 9-м месте. В Китай выросли поставки нашей мясо-молочной продукции, рапсового масла и ряда других товаров. Однако уровень экспорта в эту страну пока намного меньше, чем импорта. В результате отрицательное сальдо составляет $3 млрд. Что касается, например, Объединенных Арабских Эмиратов, то доля поставок туда в общем объеме экспорта белорусских товаров в 2020 году составила 0,3% — как видите, цифра небольшая.

— Остановимся подробнее на молочной и мясо-молочной промышленности.

— Ситуация с ней интересная. Цифры внушают уважение, но важно еще рассматривать нюансы. У нас очень высокая концентрация товаров этой категории на одном рынке — 84% продуктов поставляется в Россию. Это существенно повышает риски больших экономических проблем, в случае если страна, на рынок которой мы поставляем продукцию, примет решение каким-то образом повлиять на условия поставки. Например — через запреты на уровне санитарно-эпидемиологической службы. Молочные войны с Россией — история всем знакомая, было бы наивно полагать, что ситуация улажена окончательно и впредь никогда не войдет в острую фазу.

Добавьте к этому то, что Россия в последние годы стремительными темпами наращивает объемы мясо-молочной промышленности, повышает качество таких производств. Еще совсем недавно российский рынок молочки был для нас буквально безграничным, дефицит позволял направлять туда любые объемы — только производи. Сейчас ситуация меняется.

Возможно, вы слышали озвученную недавно на государственном уровне цифру — к 2030 году экспорт белорусской молочной продукции планируется довести до $4 млрд. Сейчас этот показатель составляет $2,4 млрд. Пока мне сложно представить, как при нынешнем распределении рынка удастся за девять лет достигнуть таких показателей. На российском рынке мы уже сталкиваемся с существенной и все возрастающей конкуренцией. Хотя я и не возьмусь сказать, что это в принципе невозможно. Вероятно, рассматриваются рынки Китая и арабских стран, но и там продвигать свою продукцию надо будет с боем.

— Почему, на ваш взгляд, нет тех объемов роста экспорта, которые хотелось бы увидеть?

— Справедливости ради важно отметить: отечественные предприятия не сидят сложа руки, они действительно прилагают немало усилий, чтобы пробиться на международные рынки. В 2020 году ощутимо вырос экспорт рапсового масла. Производители увидели его востребованность на рынке и подстраиваются под ситуацию. Таких примеров много, некоторые — успешные, другие — не очень.

Важно понимать, что, когда говорят «диверсифицируйтесь», за этим стоит целый ряд серьезных, продуманных, подкрепленных человеческими и финансовыми ресурсами действий. Просто так на рынке другой страны не окажешься — ты должен пройти множество процедур технической регистрации, исследовать рынок, понять его предпочтения, провести серьезную маркетинговую кампанию. Это все стоит времени и денег. У белорусских предприятий порой не хватает или одного, или другого ресурса, а зачастую — обоих.

Я смотрела исследования, которые были проведены для создания стратегии выхода российской молочки на китайский рынок. Это фундаментальная, качественная и очень серьезная работа. Было изучено, сколько добавляется к цене продукта на каждом этапе за счет промежуточных звеньев и почему. Анализ показал, что традиционно в Китае мало востребовано молоко, но при этом есть большой спрос на йогурты и сыры как элементы здорового питания. Также были разработаны конкретные рекомендации по брендированию продуктов. Оказалось, что Россия воспринимается в Китае как страна физически хорошо развитых людей. Исходя из этого, предлагалось формировать конкурентные преимущества условно таким образом: «ешь нашу продукцию — и будешь сильным и здоровым».

Чего-то подобного, ориентированного на белорусских производителей я не видела.

— Какую часть белорусских экспортеров составляют госпредприятия, а какую — частники? Роль частников растет или снижается? Почему?

— Согласно официальным данным Белстата, государственные организации и организации с долей государства в уставном фонде поставили в 2020 году 34% от общего объема белорусского экспорта. В 2019-м этот показатель равнялся 32,5%.

— Я правильно понимаю, что самостоятельно работающий частный сектор у нас экспортирует практически вдвое больше товаров, чем государственный?

— Получается, что так. Об этом говорит официальная статистика. В 2020 году экспорт товаров коммерческими организациями государственной формы собственности и с долей государства в уставном фонде оценен в $9,8 млрд, соответственно, $19,2 млрд приходится на негосударственный сектор.

Источник и фото: Onliner.by