«Взялся – значит делай. Либо расписывайся в собственной беспомощности и уходи». Интервью с Анатолием Гришуком, генеральным директором ОАО «Гродненский мясокомбинат» .
- 18.06.2013 03:00
Перед тем как отправиться на встречу с генеральным директором ОАО «Гродненский мясокомбинат» Анатолием Георгиевичем Гришуком, я провела нехитрый эксперимент – ввела его фамилию, имя и отчество в поисковую строку Яндекса.
Спустя секунду интернет выдал… 68 тысяч ответов. Посвятив их изучению несколько часов, от дальнейших поисков я отказалась, потому что стало совершенно ясно: того, что меня в этот раз интересует, в сети не найдется. 99 процентов публикаций рассказывают об успехах, планах, событиях, происходящих на комбинате. И лишь несколько лаконичных строк – о самом Анатолии Георгиевиче. Создавая впечатление раскрученной медийной персоны, на самом деле Гришук оказался закрытой от публики личностью.
Поэтому разговор мы начали, что называется, с чистого листа. И сразу – о личном.
Мои университеты
– Анатолий Георгиевич, сегодня Вы – руководитель одного из самых успешных и активно растущих предприятий Гродненщины, человек, успешный в профессии, карьере, жизни. Наверное, это означает, что выбор в свое время Вы сделали правильно. Но ведь едва ли в детстве кто-либо мечтает стать директором. О чем мечтали Вы?
– Мои мальчишеские мечты определяло место, где я родился и рос, – деревня Голынка в Берестовицком районе. Мы жили почти на границе. С детьми пограничников ездили в школу. И, конечно, мне хотелось, как их родителям, одеть форму и служить в пограничных войсках.
Может быть, так бы оно и случилось, если бы не два обстоятельства. Во-первых, я хорошо знал и любил математику. Этот предмет преподавал у нас мой родной дядя, так что, скорее всего, склонность к цифрам у нас семейная. Во-вторых, серьезно занимался спортом и особенно – гандболом.
Вот это и определило мой выбор. Профилирующим экзаменом в нархоз была именно математика. А кроме того, там была сильная гандбольная команда, в которой я впоследствии играл. Позже выступал даже за молодежную сборную Минска.
Еще на мое желание учиться сильно повлиял старший брат Николай. У нас разница в возрасте в 13 лет. Когда я окончил школу, он уже работал врачом в Минске, жил в Боровлянах. У него я и поселился на все годы учебы, в общежитие брат меня не отпустил. Мы очень дружим и сегодня. Несмотря на солидный возраст, Николай остается в строю действующих медиков, руководит больницей в Минском районе.
– Учеба и спорт совмещались просто? Как правило, у студентов-физкультурников с этим возникают проблемы.
– Возможно, это в характере. Без дела не сидел никогда. Строил планы один за другим. Кроме учебы и спорта, летом ездил в стройотряды, после занятий с друзьями разгружал вагоны. И не потому, что денег так уж не хватало. Но и лишними, они, конечно, не были.
А учебе это не мешало. Мне нравились профильные предметы, в особенности бухгалтерский учет. И оценки были хорошие. Но на распределении вышел казус. Как раз в этот день проходили соревнования по гандболу. Я участвовал. Когда игра закончилась, комиссия распределяла уже вторую сотню студентов. Престижное место на заводе имени Орджоникидзе в столице, откуда на меня был «купец», оказалось к тому времени занятым. Мне предложили Ошмянский маслосырзавод.
Но попал я все-таки в Гродно. Через несколько дней в министерстве, посмотрев на мои оценки, распределение изменили.
– Вот так в наши планы вмешивается судьба…
– Да, здесь я нашел свою судьбу. Очень скоро в стенах Гродненского мясокомбината стала складываться не только профессиональная, но и личная жизнь (улыбается).
В тот 1976 год на предприятие приехали два десятка молодых специалистов, выпускники вузов со всего СССР. Мы встречались, общались, вместе отдыхали. Так я познакомился с красивой девушкой родом из Нарочи, технологом с дипломом Одесского технологического института. Спустя год мы с Марией поженились. Потом родились дети, Ольга и Юрий.
Вскоре я стал главным бухгалтером и в этой должности проработал пять лет. Брал домой, в общежитие, 22 журнала и до трех ночи сводил баланс. Самый большой праздник, поверьте, был, когда дебет сходился с кредитом. Это была супершкола. Зато теперь я знаю все финансовые тонкости о том, откуда берутся и куда тратятся деньги.
Комбинат и его команда
– Анатолий Георгиевич, Вы тот довольно редкий пример руководителя, который вырос в недрах своего предприятия. Ведь большей частью директора назначаются, что называется, со стороны.
– Было несколько лет, когда я работал заместителем генерального директора объединения мясомолочной промышленности. Тогда оно только образовалось, меня позвали. Не смог отказать. Там тоже было интересно, но по комбинату скучал. Ведь в ту пору всех шесть сотен работников – столько их было – я знал в лицо. И производство изучил не теоретически. И сейчас помню распиловку туши, засолку шкуры. Конечно, технологии изменились, но все же…
На комбинат я вернулся в 1989-м. Были выборы директора из трех кандидатов. Мне отдали 75 процентов голосов.
С тех пор я в этом кабинете. И с тех пор, можно сказать, «ни минуты покоя». Зато создана сильная команда не просто единомышленников – друзей. Мы смотрим в одном направлении, вместе отмечаем даже личные праздники, посвящаем друг другу стихи.
– Вы считаете, руководитель должен быть в первую очередь практиком, прагматиком или же мечтателем, фантазером?
– Земным фантазером, я бы сказал. Чтобы все пройти на собственном опыте. Чтобы мог сказать членам своей команды: «Я сделал, сделай и ты!». Еще в самом начале мы наметили глобальные перемены, четкий план обновления предприятия. Мы – максималисты. Поэтому прежде чем его составить, поехали изучать опыт в страны Европы, Россию. Тогда между нами лежала пропасть. Но шаг за шагом движемся по плану. Наши ставки оправдывают себя. И сегодня мы в числе ведущих предприятий, работаем на оборудовании мирового класса по мировым стандартам.
Норма – не подвиг
– Хорошо выразил эту мысль белорусский академик Витязь. «Мы должны обогнать не догоняя».
– У нас есть лозунг – «Норма не должна быть подвигом». Нужно просто работать на перспективу, продуманно и поступательно двигаться вперед, качественно выполнять задуманное. И это должно быть именно нормой.
Вот, к примеру, сегодня мы встречаемся в знаковый для комбината день. Сейчас в кабинете главного инженера идет совещание с участием представителей германской и польской компаний и ОАО «Гроднопромстрой». Завершаем разработку проекта по строительству крупного цеха сырокопченых колбас, рассчитанного на выпуск 500 тонн продукции в месяц. Такого цеха пока нет не только в Беларуси, но и на территории СНГ. Чуть больше чем через полтора года, в первом квартале 2015 года, цех начнет работу.
– Такое количество продукции найдет сбыт?
– Мы в этом уверены. Спрос на сырокопченые колбасы существенно превышает предложение. Это с одной стороны. С другой же – продажа сырья сегодня убыточна. Только глубокая переработка дает экономический эффект. Для выпуска 500 тонн сырокопченых изделий необходима 1 тысяча тонн сырья – мяса на кости. Именно столько сегодня мы экспортируем.
Идею создания такого производства мы вынашивали почти пять лет. Все мысли сейчас сосредоточены на этом.
– Когда все мысли ведущей команды сосредоточены на новом проекте, необходима другая ее часть – те, кому можно спокойно доверить накатанное производство.
– Многие люди работают рядом со мной с первых лет. Но вместе с тем готовим и молодежь. К руководству производственными цехами приходят молодые.
Кстати, как раз сейчас, в эти дни, я встречаюсь с работниками в цехах. Такие встречи проходят регулярно. Как и дни цехов в нашем агротуристическом комплексе «Гарадзенскi маёнтак «Каробчыцы». Обычно накануне цех работет в воскресенье, а в понедельник всем составом отправляется на корпоративный праздник. Понедельник – потому что это выходной в «Каробчыцах», и наши корпоративы не в ущерб посетителям. Люди приезжают с семьями, родными, друзьями. Как правило, стараюсь бывать на каждом таком празднике. «Непрофильное» дело
– Уже только ради этого стоило построить «Каробчыцы»?
– Знаете, когда я впервые озвучил идею создания собственного агротуркомплекса, акционеры были не восторге. Возможно, и сегодня кто-то считает, что мы вкладываемся в непрофильный вид деятельности. Но у нас уже есть свои аргументы. «Гарадзенскi маёнтак» стал прибыльным предприятием. Только оборот мая превысил 2 миллиарда рублей. Это сравнимо с крепким хозяйством. С другой стороны, такой комплекс – это имидж предприятия, области, наверное, и страны.
Не сразу все здесь задумывалось таким масштабным. Но мы – максималисты. Учились у коллег в Беларуси, России, Польше, Литве, других странах. Читали специальную литературу, изучали историю. В результате «Каробчыцы» выросли с 16 до 40 гектаров. Каждый год мы прибавляем что-то новое. А года через два построим здесь комфортабельную гостиницу на сто мест, чтобы люди могли приезжать на несколько дней.
Все это, конечно, дополнительные хлопоты. Но – приятные. В нашем маентке мы принимали нобелевского лауреата Жореса Алферова, знаменитого режиссера Кшиштофа Занусси, певца и композитора Вячеслава Малежика, других известных людей. – А когда появится рядом с «Каробчыцамі» горнолыжный спуск? Гора уже насыпана…
– Гора будет. Но она будет собственностью управления физической культуры, спорта и туризма облисполкома. Мы же обеспечим отличный сервис отдыхающим.
Семейные радости
– Анатолий Георгиевич, Вы абсолютно занятой человек. Ваш день расписан буквально по минутам. Наверняка не хватает времени на семью. И тем не менее знаю, для своих детей Вы – большой авторитет. –
Моя дочь Ольга работает в рекламной компании, отлично знает английский и французский языки, что очень ей помогает. Сын Юрий создал фирму, оказывающую транспортные услуги. Стараюсь проводить с ними как можно больше времени. С сыном нам очень способствует в этом общее увлечение рыбалкой. Раз в году мы едем рыбачить на три-четыре недели. Побывали уже в десятках мест. Не так сам процесс, как общий быт, общение, жизнь бок о бок укрепляют мужскую дружбу. Разница в возрасте практически не ощущается.
Дети подарили нам четверых внуков. Все они чем-то увлекаются. Артем занимается каратэ, Игорь – бразильскими танцами, капуэро, Софья танцует хип-хоп. Младшему внуку Арсению два года.
Мы часто встречаемся всей большой семьей. Я рад, что они рядом, в Гродно. Никогда не допускал и мысли, что дети уедут из Беларуси.
– Анатолий Георгиевич, какой самый большой ваш рыболовный трофей?
– Сом длиной 2 метра 5 сантиметров. Рыба весила около семидесяти килограммов. А сын поймал сома длиной 2,25 метра.
– Такую рыбу можно есть?
– Мы обычно пойманную рыбу выпускаем.
– Где Вам доводилось рыбачить?
– В России, Казахстане, Норвегии… Очень люблю посидеть с удочкой на малой родине, Берестовитчине. Именно там к рыбалке пристрастил меня отец. А кроме этого, мы с ним еще разводили голубей. Они жили на чердаке дома. – Маме это нравилось?
– Она с этим мирилась (улыбается). Решающее слово в семье имели мужчины. Кстати, мама сейчас живет с нами. Ей 92 года. Ее день рождения мы отмечали на родине, в деревне. Устроили ей такой праздник, собрались родственники, соседи, друзья. Несмотря на солидные годы, мама – жизнерадостный человек, она хорошо поет и любит петь. И в свой день рождения тоже запевала за праздничным столом.
– Анатолий Георгиевич, а Вы, как говорят, рукастый хозяин?
– Скорее нет. Как-то мы с внуками хотели смастерить скворечник. Эксперимент не удался (улыбается). Но, с другой стороны, очень люблю красоту, порядок, цветы, деревья. Многие выбираю и сажаю сам.
Неподъемных задач не бывает
– Вы сказали, что в семье решающее слово было за мужчинами. А в вашем коллективе женщины имеют право голоса?
– В руководстве комбинатом соотношение мужчин и женщин примерно пятьдесят на пятьдесят. Что же касается дискуссий, то они приветствуются. Все должны вносить свой вклад в развитие предприятия.
– Вы жесткий руководитель?
– Пост генерального директора – это в первую очередь ответственность за коллектив и комбинат. Без дисциплины и порядка это невозможно.
Я очень ценю в людях именно ответственность. А необязательность понять и принять не могу. Взялся – значит делай! Либо расписывайся в собственной беспомощности и уходи. Долгая раскачка, простои сегодня – непозволительная роскошь. Год проспишь – отстанешь на пять лет.
И я не верю тем, кто ссылается на сложные условия для развития и роста. У нас в стране сегодня есть все условия для эффективной работы. И во всех отраслях есть предприятия, которые показывают примеры такой результативности. Все зависит от команды, которая берется за дело, от ее профессионализма, собранности, умения мыслить перспективно, на десять- пятнадцать лет вперед. Как выиграть время
– Тогда хотелось бы услышать ваши прогнозы на пятнадцать лет вперед.
--Еще очень велики резервы в сельском хозяйстве. Сейчас экономические результаты деятельности СПК очень разнятся. Отстающим и середнякам предстоит подтянуться к лидерам, чтобы эффективность аграрного производства возросла.
Что же касается непосредственно комбината, то мы делаем ставку на новый цех. Европейский опыт подсказывает, что будущее – за более выраженной специализацией мясоперерабатывающих предприятий. Каждый там работает в своей нише. Мы рассчитываем занять большее место на рынке сырокопченых колбас. Другие, возможно, будут развивать производство вареных колбас, полуфабрикатов и так далее. Это во многом решит вопросы внутренней конкуренции.
– Ваша ниша самая выгодная?
– Мы сориентировались и движемся в этом направлении. Выигрываем время.
Но, полагаю, лет через пять назреет необходимость строительства в регионе еще одного крупного мясокомбината, по мощности сравнимого с нашим.
– Анатолий Георгиевич, не могу не спросить еще об одной вашей роли, уже общественной. Вы несколько лет возглавляете совет директоров Гродненщины. В чем видите свои задачи?
– Шесть лет, если точно. Обычно на этот пост избирается директор с самым солидным руководящим стажем. Мой срок на посту генерального директора Гродненского мясокомбината – 24 года.
Первой задачей совета считаю повышение профессионального уровня руководителей предприятий. Наши встречи проходят в клубной форме.
Приглашаем ученых, практиков-лидеров, учимся всему новому. С другой стороны, присоединяемся к решению социальных проблем города, региона.
Активно занимаемся поиском инвесторов для старинных зданий в историческом центре, которые нужно обновить и найти им новое применение.
Еще у нас есть отличная идея – создать фонд «Красивый город». Крепкие предприятия могли бы перечислять в него средства, чтобы создавать что-то особенное в городской среде. Например, какие-то необычные цветы закупить и высадить. Еще что-то оригинальное. Думаю, мы эту идею реализуем. Главное, чтобы нашелся активный, креативно мыслящий руководитель, готовый взяться за это дело.
Источник: grodnonews.by