В 2020 году экспорт российского мяса вырос в 2 раза

За первые четыре месяца 2020 года Россия экспортировала 137 тыс. тонн мяса и субпродуктов стоимостью 229 млн долл. (без учета данных по ЕАЭС за март-апрель). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем в денежном эквиваленте увеличился в 2,1 раза, в физическом — в 1,8.



Китай, вышедший по итогам прошлого года на первое место среди крупнейших импортеров российского мяса, в начале текущего года упрочил свои позиции. Если в прошлом году на КНР приходилось около четверти российских поставок, то в начале этого — более 40%. Выход в лидеры обусловили поставки мяса птицы, начавшиеся в феврале 2019 года. По итогам четырех месяцев 2020 года Китай ввез из России 51 тыс. тонн мяса птицы на сумму 95 млн долл. (68% российских поставок в этой категории). Также КНР является крупнейшим импортером российской говядины: в январе-апреле в эту страну отправлена 631 тонна на 2,6 млн долл. (25% всех поставок).

На втором месте среди покупателей российского мяса по-прежнему находится Украина с долей 16%. Соседнее государство является ведущим импортером российской свинины, которой за четыре месяца было поставлено 13 тыс. тонн на сумму 21 млн долл. (29% российских экспортных продаж), а также вторым покупателем российского мяса птицы (14 тыс. тонн на 15 млн долл., 11%).

Также в тройку импортеров российского мяса входит Гонконг (доля 8%), преимущественно благодаря закупкам свинины. В январе-апреле свинины и свиных субпродуктов в Гонконг было отгружено 17 тыс. тонн стоимостью 19 млн долл., что в 2,4 раза больше аналогичного прошлогоднего периода.



В целом в стоимостной структуре российских продаж мяса за рубеж в 2020 году с долей 61% лидирует мясо птицы, поставки которого увеличились по сравнению с этим же периодом прошлого года в 2,8 раза до 140 млн долл. Отгрузки свинины выросли в денежном выражении в 2,1 раза до 72 млн долл., говядины — в 2 раза до 11 млн долл.

Росту российского экспорта свинины способствует высокий мировой спрос, а также открытие новых направлений поставок. «Прогнозируем, что в ближайшие месяцы внешний спрос будет продолжать расти, в результате чего с конца июля по декабрь есть возможность дальнейшего увеличения объемов российского экспорта. В первую очередь — на азиатские рынки на фоне сокращения поголовья свиней в КНР вследствие африканской чумы свиней и снижения производства свинины в Европе и США из-за пандемии коронавируса. Кроме того, важным событием для российских экспортеров стало открытие рынка Вьетнама в декабре 2019 года. Наряду с Гонконгом Вьетнам является крупным транзитным хабом, и Россия может занять на данном рынке значимую нишу по ряду отрубов, например по грудинке», — комментирует заместитель директора Федерального центра «Агроэкспорт» Сергей ОГАНОВ.

Внутренний рынок Китая продолжает испытывать дефицит свинины из-за вспышки африканской чумы свиней. Кроме того, во втором полугодии может произойти снижение экспортных поставок свинины из США. Американские производители серьезно пострадали из-за эпидемии коронавируса: крупнейшие мясоперерабатывающие предприятия были закрыты после обнаружения вируса у сотрудников. По мере восстановления внутреннего спроса со стороны HoReCa в США может возникнуть дефицит отдельных видов мясной продукции, что ограничит их экспортный потенциал. Эти факторы окажут поддержку ценам на мясо. В июле-декабре цены на свинину в КНР могут вырасти на 10-15%, а цены на свиные субпродукты вернутся к уровню 2017-2018 годов. Дефицит свинины поддержит спрос и на другие виды мяса, в частности цены на мясо птицы могут вырасти до 20%.

Для российских экспортеров мяса птицы безусловным драйвером роста являются поставки в Китай, констатирует гендиректор Национального союза птицеводов Сергей ЛАХТЮХОВ. «В прошлом году в марте отгрузки только начались, и в КНР шли лишь пробные партии. В этом году, несмотря на сложности, связанные с распространением коронавируса, мы смогли не только не допустить снижения поставок, но и нарастить их. Рассчитываем, что в целом нынешние темпы российского экспорта мяса птицы в ближайшее время сохранятся. В конце прошлого года Союз прогнозировал, что экспорт по итогам 2020 года составит не менее 250 тыс. тонн, данную оценку мы сохраняем», — отметил ЛАХТЮХОВ.

Однако, добавил он, динамика российского экспорта во многом будет зависеть от ситуации в странах — основных конкурентах России. «С одной стороны, сегмент HoReCa значительно пострадал от пандемии коронавируса, в результате чего производители вынуждены искать новые рынки сбыта для высвободившейся продукции. С другой стороны, высоки риски разрыва цепочек поставок в других странах, как это уже произошло в США, что может привести к снижению предложения из этих стран», — указал ЛАХТЮХОВ.

Источник: «Агроэкспорт»