зимний фон

Мясо-молочная индульгенция

Поставки продовольствия в последние десять лет постоянно порождают споры между Беларусью и Россией. По мере развития импортозамещения в РФ давление на белорусских экспортеров усиливается.

Фото: из интернета

На прошлой неделе, перед встречей президентов в Сочи, Россельхознадзор снял ограничения на поставки из Беларуси жидкого молока и сливок наливом. Широкий жест, правда, он вряд ли окажет значительное влияние на торговлю между странами.

Нальем молочка

Ограничения были сняты с 32 белорусских предприятий, и те снова получили возможность поставлять молоко и сливки наливом. Решение ознаменовало окончание самой серьезной попытки урегулировать ситуацию на российском рынке за счет белорусских поставщиков.

История уходит корнями в начало 2018 года, когда в России образовались большие запасы сухого молока, что привело к нетипичному для зимы падению цен на молоко-сырье. В феврале депутат Госдумы Айрат Хайруллин впервые призвал закрыть российский рынок для белорусских сырьевых молочных продуктов, которые якобы вносят дисбаланс.

Россельхознадзор в течение весны вел переговоры с белорусским Минсельхозпродом, но в итоге в июне все-таки закрыл поставки из нашей страны сухого, сгущенного и жидкого молока, сливок и сыворотки в упаковке свыше 2,5 кг/л. Таким образом, был закрыт канал, по которому российские переработчики могли де-факто получать белорусское сырье. После введения импортного эмбарго Россией отечественные заводы действительно сильно нарастили экспорт несгущенных молока и сливок. По данным Белстата, если в 2013 году в Россию было отгружено 277,2 тыс. т такой продукции, то в 2014–2016 годах объемы экспорта составляли 310–320 тыс. т, а в 2017-м — 300 тыс. т.

Уже в конце июня прошлого года Россельхознадзор ослабил ограничения, они были сняты с восьми предприятий, потом к ним прибавилось еще несколько компаний. Однако эти предприятия в основном специализировались на экспорте готовой продукции, например сыров, и в больших объемах сырьевыми продуктами не занимались. В итоге поставки несгущенного молока и сливок в Россию в прошлом году сократились до 234,7 тыс. т

Июньское решение Россельхознадзора противоречило нормам ЕАЭС, но РФ только весной этого года вняла обращениям ЕЭК, и страновые ограничения были отменены. Однако вместо них десятки предприятий были закрыты по данным продуктам в индивидуальном порядке.

По итогам девяти месяцев 2019 года экспорт несгущенного молока и сливок в Россию сократился на 18%, до 153,4 тыс. т, а в стоимостном выражении — на 10,6%, до 118,4 млн долларов.

Сейчас в России запасы сухого молока сильно сократились. Ценовая ситуация на рынке сырья более благоприятная, поэтому в ограничении поставок сырьевых продуктов из Беларуси уже нет необходимости.

Данное ограничение сказалось на структуре производства и экспорта в Беларуси. Отечественные предприятия переориентировались на готовые продукты, прежде всего на сыры. По данным Белстата, за январь — октябрь 2019 года производство сыров выросло на 19,9%, до 200,7 тыс. т. При этом предприятия на 22,3% уменьшили выпуск сгущенных молока и сливок, до 53,9 тыс. т, а производство цельномолочной продукции выросло только на 0,4%, до 1,68 млн т в пересчете на молоко; на 9,7% упал и выпуск сухих молока и сливок, до 127,7 тыс. т.

Отмена ограничений не приведет к одномоментному росту поставок сырьевых позиций. Запасы находятся на минимальном уровне. Так, на 1 ноября в Беларуси на складах было всего 4,5 тыс. т сухих продуктов, 2,6 тыс. т сгущенного молока и сливок, 17,4 тыс. т цельномолочной продукции, в которую входит и продукция в потребительской упаковке, в том числе для внутреннего рынка.

Сыр остается наиболее выгодным продуктом для экспорта в Россию. За три квартала он вырос на 15,9%, до 175,5 тыс. т.

В стоимостном выражении прирост составил 21,4%, до 709,48 млн долларов.

В Россию было экспортировано 94,8% сыров и творога, или 166,4 тыс. т. В натуральном выражении поставки в эту страну выросли на 16,3%, а в стоимостном увеличились на 22,2%, до 670,8 млн долларов.

Вместе с тем высокая зависимость белорусского продовольственного экспорта от России сохраняется. Более-менее серьезный уровень диверсификации наблюдается только в сегменте сухих биржевых продуктов. Поставки в Китай развиваются, но пока еще не достигли объемов, которые позволяли бы назвать КНР настоящей альтернативой РФ.

Так, в сентябре в Китай было поставлено 225 т несгущенных молока и сливок. С начала года поставки упали на 16,7%, до 1431 т, а в стоимостном выражении — на 22,2%, до 884 тыс. долларов. Экспорт сухих и сгущенных молока и сливок за девять месяцев составил 11,04 тыс. т. Сентябрьские поставки, почти 4 тыс. т, позволили приблизиться к уровню прошлого года. В годовом исчислении экспорт по этим позициям в Китай теперь ниже всего на 2%, выручка от него упала на 8%, до 22,9 млн долларов. В КНР также было отгружено 21,09 тыс. т молочной сыворотки, что на 18,4% больше, чем в 2018-м.

Кости преткновения

Месяц назад был положен конец еще одному ограничению: запрету на экспорт в РФ говядины на кости. Ограничения для Беларуси и стран ЕАЭС были введены 22 марта в связи с работой по получению Российской Федерацией официального статуса Международного эпизоотического бюро как страны с контролируемым риском по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота. Поставки из Беларуси были запрещены как из страны, не имеющей статуса по данному заболеванию КРС, известному как коровье бешенство.

Ограничение привело к сокращению поставок свежей и охлажденной говядины. За девять месяцев они сократились на 21,8%, до 61,4 тыс. т. В стоимостном выражении снижение составило 24,7%, до 215,8 млн долларов.

Доля поставок в Россию составила 75,3%. В сентябре в РФ было отправлено 4,6 тыс. т говядины. С начала года экспорт сократился на 38,8%, до 46,28 тыс. т, а в стоимостном выражении — на 38,2%, до 171,66 млн долларов.

Четвертого ноября Россельхознадзор отменил свой запрет. На рынок были допущены шестнадцать юрлиц: ПУП «Оршанский мясоконсервный комбинат», УПП «Миорский мясокомбинат», ОАО «Гомельский мясокомбинат», ОАО «Калинковичский мясокомбинат», ООО «Вахавяк Плюс», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Ошмянский мясокомбинат», ОАО «Слуцкий мясокомбинат», ООО «Велес-мит», СПК «Агрокомбинат «Снов», ООО «Мясной двор «Тарасово», ОАО «Бобруйский мясокомбинат», ОАО «Александрийское».

В мясном экспорте Беларусь также пытается диверсифицироваться за счет Китая. В этом году наконец начались более-менее массовые поставки замороженной говядины. За девять месяцев белорусы отправили в КНР 3529 т, на 14,29 млн долларов. Китай стал третьим по объемам сбыта рынком для замороженной говядины после России и Казахстана.

В экспорте мяса птицы позиции Китая еще выше. Это уже второй рынок для белорусской курятины. Всего с начала года экспорт достиг 6319 т, на 12,4 млн долларов. Правда, на долю России по-прежнему приходится 80,1% экспорта в натуральном выражении. Он сократился на 6,3%, почти до 99,8 тыс. т, а в стоимостном выражении уменьшился на 1,7%, до 160,26 млн долларов.

Развязки найдены?

После переговоров президентов посол Беларуси в России Владимир Семашко заявил, что была найдена развязка по поставкам продовольствия. По его словам, теперь право решения об открытии и закрытии предприятий для российского рынка будет делегировано главному ветврачу нашей страны. Спорные вопросы будут выноситься на более высокий уровень, например на совместную коллегию аграрных ведомств.

Но не стоит спешить называть такую договоренность решением всех проблем. Важно, каким образом, эта развязка будет формализована в документах, как белорусский компетентный орган будет принимать решение о закрытии предприятий. Будет это делаться автоматически по представлению российской стороны или белорусская сможет накладывать вето на них? Главное же, как часто будет собираться совместная коллегия для решения спорных вопросов. Пока ее заседания проходят раз в год.

Нужно отметить, что в России продолжает расти производство многих видов сельхозпродукции и продовольствия. По все большему числу продуктов она приближается к самообеспеченности, закрывая в том числе ниши, открывшиеся после эмбарго 2014 года. Вряд ли его отменят в ближайшие годы. При этом экспортные возможности РФ в мясо-молочном секторе ограничены. Усиление конкуренции с белорусскими производителями продолжится.

Источник: belmarket.by