зимний фон

Доля импорта в продажах растет на фоне падения покупательского спроса

Несмотря на рекламу, призывающую покупать товары, произведенные внутри страны, мы, по статистике, в четырех случаях из десяти голосуем рублем за импорт. В прошлом году доля продаж товаров отечественного производства в товарообороте розницы составила 65,9%. Показатель некритический, но для наших производителей это тревожный звоночек. Ведь в 2015 году в нашей корзине лежало 69,1% товаров, сделанных в стране. А в 2009-м этот показатель приближался к 80%. 

Большинство продуктов на полках — наши, чего не скажешь о непродовольственных товарах  

Фото: www.sb.by

Понимая, что даже каждая десятая доля процента — это деньги, в МАРТ в начале прошлого года предложили взять за минимум 71% отечественных товаров в общем объеме продаж. Это должно было помочь сэкономить стране 430 тысяч долларов. При условии, что производители нарастят объемы, присмотрятся к перечням товаров, которые предлагаются к импортозамещению. Но не сложилось: производство по некоторым позициям в прошлом году все же сократилось. Например, растительных масел по сравнению с 2015-м — на 40%, почти на 10% — рыбы и морепродуктов, плодоовощных консервов, на 7-8% — минеральной и газированной воды, соков. Из непродовольственных товаров меньше наши предприятия выпустили одежды для новорожденных (на треть), перчаток и варежек (на 30%), шин для легковых автомобилей (на 12%). При этом увеличилось производство телевизоров (в 7,6 раза), холодильники прибавили почти 10%, стиральные машины — почти 7%, микроволновки — 65%, детские игрушки — 23%. 

Что касается импортозамещения, то в целом по стране в 2016-м выпустили такой продукции на сумму около 14 млрд долларов, рассказал заместитель премьер-министра Владимир Семашко. Он отметил: когда ставится задача заместить импорт, есть цель не менее половины такого товара поставить на экспорт. Так, с одной стороны, экономятся деньги на закупке, с другой — зарабатывается валюта. 

В целом складывается не такая уж печальная картина в части производства. Однако почему она не повторяется в торговле? 

— Одна из причин падения доли отечественных товаров завязана на нашем производстве. Заметьте: если взять общий объем продажи продовольственных товаров, то импорт занимает 18,4%, в непродовольственных — 54,2%. Наши промтовары, несмотря на снижение цен на сырье на мировых рынках, не подешевели по причине того, что объемы производства на большинстве заводов и фабрик упали. Соответственно, удельные затраты на выпуск этих товаров выросли. К тому же снизились цены на экспорт в Россию — в среднем больше чем на 15%. Заметьте: у нас, даже несмотря на относительно стабильный курс валют, цены выросли — это элемент компенсации потерь на соседском рынке. Покупатель это видит и охотнее идет к раскрученному импорту. Иностранные компании ведут грамотную маркетинговую политику, предлагают скидки, спецусловия продажи, дают бонусы торговле, выгодные условия отсрочки платежей. Мы в этом проигрываем, — описывает положение дел сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. 

Вторая причина падения продаж товаров под маркой «Сделано в Беларуси», по мнению эксперта, напрямую связана с расширением сетевиков. И закрытием небольших магазинов, что ведет к сокращению доли госторговли, в первую очередь магазинов Белкоопсоюза, продающих наш товар. Наибольшая концентрация сетевиков — в Минске. Здесь же наибольшее падение продаж отечественных промтоваров, примерно до 45%. 

— У крупных торговых центров нет физической возможности торговать большим количеством белорусского — у нас нет такого ассортимента, чтобы занять все полки. Сюда накладываются еще проблемы некачественной системы сбыта, логистики поставок. Если ритейлеры начнут вести переговоры, скажем, с производителями металлических уголков со всей страны, собирать товар, везти, это будет для них дорого и накладно. Тем более что наши производители в силу разных причин не всегда обязательны. Сетевикам проще взять какой-то ассортимент с московской базы и поставить к себе, зная, что товар гарантированно приедет, они смогут получить высокую наценку на нем, — поясняет Виктор Маргелов. 

Причина такого развития ситуации, по его словам, в том, что крупноформатную торговлю изначально не ограничивали рамками, как, например, это делают в Польше. Там один гипермаркет ставится в расчете на 200 тысяч населения, а у нас порой на каждом углу по гиперу. 

Очевидно: пришла пора срочно что-то менять. Ведь засилье импорта в наших тележках могло быть куда более внушительным, если бы в течение прошлого года не сокращались реальные располагаемые денежные доходы населения и не падал товарооборот. Так, на руках у граждан оказалось на 7,3% меньше денег, чем в 2015-м. А розничный товарооборот составил 36,2 млрд рублей, или 95,9% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года при задании 101,6%.

— Покупая импорт, мы, с одной стороны, даем зарплату иностранцам, увеличиваем внешний долг страны, с другой — способствуем сокращению производства из-за падения интереса к своим товарам и снижению зарплат заводчан. Ограничить покупателя в выборе мы не можем, но и сидеть сложа руки в этой ситуации губительно для экономики, — считает Виктор Маргелов. 

При этом во многом полагаться на акции и распродажи, которые предлагают крупные универмаги, тоже уже не приходится. Если три года назад снижение цен на 20% в минских универмагах оборачивалось выросшим в 3,5 раза товарооборотом по сравнению с пиковыми днями, то теперь скидки такого эффекта уже не дают. А значит, торговле нужно думать над новыми способами привлечения покупателей. Впрочем, не ей одной. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина НАРКЕВИЧ, замминистра антимонопольного регулирования и торговли:

— Значительное снижение доли отечественных товаров произошло по сокам, гречневой крупе, моторному топливу, трикотажной одежде, телевизорам, холодильникам. Причины снижения в большинстве случаев лежат в плоскости коммерческой работы предприятия: конкурентоспособность продукции, ритмичность поставок, акционная активность. Ни для кого не секрет, что при условии проведения акций по снижению цен объемы продаж вырастают в несколько раз.

ФАКТ 

В 2016 году сократилась продажа рыбы, морепродуктов, соков, сыров, сливочного масла, яиц, телевизоров, холодильников, стиральных машин и других товаров. При этом увеличилась продажа свежих овощей, крупы, муки, макаронных изделий, детского питания, обуви, чулочно-носочных изделий, косметической продукции.

Источник: «СБ Беларусь сегодня»